Выходила во Владивоcтоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.

Прогноз погоды: 

Школьные учителя не сдали экзамен на адаптацию

20.01.2017 13:53

Российские учителя считают, что работать в школе становится всё труднее. Им по-прежнему сложно адаптироваться к системе ОГЭ и ЕГЭ. Одновременно увеличивается нагрузка теми видами деятельности, которые не связаны с преподаванием. Исследование РАНХиГС показало, что учителей больше всего тяготит необходимость вести электронные дневники и журналы. Жизнь преподавателей также осложняется из-за увеличения требований как со стороны администрации, так и со стороны родителей.

Судя по мониторингу эффективности школьного образования в 2016 году РАНХиГС, большинство (80,9%) школьных учителей ощущают, что за последние годы им стало сложнее работать. Год назад оценка была почти такая же, поэтому исследователи пришли к выводу, что адаптации учителей к организационно-экономическим преобразованиям в сфере образования практически не происходит.

 Мы проводим мониторинг четвертый год, и каждый раз учителя говорят, что лучше не становится,  рассказала «Известиям» один из авторов исследования, заведующая лабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Авраамова.  Бюрократические обязанности по-прежнему превалируют над учебными, причем требования всё время меняются. Это приводит к постоянному дискомфорту, о чем и сообщают нам учителя во всех регионах страны.

Ситуация связана не столько с нагрузкой, сколько с общим ощущением неполного благополучия в школе, считает другой автор исследования, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

 Раньше увеличение нагрузки компенсировалось за счет повышения зарплаты. А сейчас из-за реального снижения доходов негативные ощущения вернулись,  поясняет она.

По результатам мониторинга в качестве основного фактора увеличения нагрузки учителя традиционно называют ОГЭ и ЕГЭ.

 Это та жалоба, которая повторяется из года в год,  уточнила Татьяна Клячко.  Тот костяк преподавателей, который сложился еще до ОГЭ, до сих пор считает эти экзамены лишней нагрузкой и проверкой их деятельности.

Многие учителя пожаловались на то, что крайне трудно наладить отношения с родителями учеников. Сейчас родители хотят, чтобы школа воспитывала, а школа, чтобы родители учили, и эта тенденция усиливается, отмечает Татьяна Клячко.

 В современном отношении семей к преподавателям есть некая социальная коллизия,  отметила Елена Авраамова.  Учителя больше не приравниваются к начальникам, и родители свободно обсуждают достоинства и недостатки их деятельности. Педагоги к этому не привыкли, они хотят чувствовать себя начальниками.

Если к учителям предъявляют повышенные требования, значит, им доверяют и они очень нужны, полагает директор центра образования «Царицыно» №548 Москвы, народный учитель России Ефим Рачевский.

 Причина в том, что население связывает будущее своих детей с качеством образования, которое дети получают. Вторая причина  открытое информационное пространство. Люди постоянно сравнивают школы, в которых учатся их дети, и имеют возможность выбирать,  подчеркивает он.

Помимо роста требований к своей деятельности учителя отметили и увеличение нагрузки. Согласно исследованию, ее существенный рост ощущает 45,5% учителей, умеренный  еще 29,6%. 15,9% педагогов считают, что их положение не изменилось, и только 4,6% думают, что оно улучшилось.

 Нагрузка учителей во многом зависит от регионального руководства системы школьного образования,  отметил Ефим Рачевский.  На федеральном уровне определяются только стратегии и даются рекомендации. В регионах я встречаю требование вести поурочный план самосовершенствования, другие нелепые документы. При этом идет нагнетание страха: учитель боится директора, директор боится муниципального начальника, тот  регионального, региональный  губернатора. И это всё продуцирует гигантский объем отчетности.

Среди причин повышения нагрузки на учителей, согласно исследованию, лидирует введение электронных дневников и журналов (49,5%).

 С электронными журналами две проблемы. Во-первых, учителям предлагают неотлаженные программы, и как только они начинают корректно работать, их заменяют на новые. Во-вторых, учителей обязывать дублировать все записи на бумаге, а это двойная работа,  сказала Елена Авраамова.

Вторым фактором дополнительной нагрузки учителя называют увеличение объема внеурочной деятельности (36,1%). На третьем месте  необходимость больше готовиться к урокам (35,6%). Треть учителей стали работать больше, чем на одну ставку.

 Нагрузка как таковая осталась прежней, но требования к учителям выросли,  поделилась с «Известиями» учительница английского языка московской школы.  Это произошло из-за рейтингов школ при неравномерном объединении учебных заведений в комплексы. Получились разные по численности и составу коллективы, и малым объединениям сложно соревноваться с большими.

Также, рассказывает педагог, идет жесткий ежедневный мониторинг работы учителей.

 Нагрузка принципиально выросла,  отметила учительница химии московского лицея.  Например, базовый уровень математики значительно усложнился, а количество часов не изменилось.

По ее словам, кто-то решает эту проблему за счет платных услуг, кто-то  за счет элективных часов.

 Каждый учебный год ставит новые задачи, и школа вынуждена всё время адаптироваться к ним, — отметила Елена Авраамова.  Учителя уже устали от этого. Ведь за последние годы школы пережили серьезные реформы. Каждая требовала и административных усилий, и трудовых затрат педагогов.

По мнению автора исследования, школа оказалась очень адаптивным институтом, который способен учитывать требования и времени, и родителей, и чиновников. Сейчас лучше всего сделать паузу и не вводить никаких новшеств хотя бы три года.



Комментариидобавить комментарий

Нет комментариев

Добавить комментарий

Введите код с картинки *