Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

«Людей шатает, как в агонии». Авторынок пошел в занос

13.09.2023

Месяц назад Япония ввела запрет на ввоз популярных в России автомобилей. Теперь гибриды и машины с объемом двигателя более 1,9 куба превращаются в штучный товар по запредельным ценам. При этом изменения в законе об утильсборе окончательно купировали деятельность так называемых перекупов.

Просто «космос»

За пару недель до вступления японских санкций в законную силу авторынок захлестнула небывалая покупательская активность. «Машин в наличии нет. Все раскупили, как горячие пирожки. Стоянки опустели. Забрали даже то, что не продавалось годами», – комментировал месяц назад Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит».

Сейчас он уточняет, что подорожание японских праворульных машин доходило до 50%. Но даже в пик ажиотажа покупательской активности продавцы придержали часть автомобилей: «Сейчас все замерли, продумывают схемы привоза, а стоимость тех авто, что в наличии, – просто «космос». По крайней мере, если сравнивать с машинами под заказ. При этом, хотя Япония и отчитывается по падению средней стоимости машин на аукционах, я вижу, что по японскому рынку цены стабильно чуть выше среднего. А в России рост стоимости – колоссальный».

Антон Рябов, совладелец компании AR-Cars (г. Самара), уверен, что процесс удорожания не завершился: «Цена на данный момент подросла, но не догнала еще повышения курса валют, то есть стоимость авто будет расти».

«В среднем удорожание произошло в диапазоне 100–300 тыс. рублей», – комментирует Максим Башков, партнер автосервиса «Белизар».

Евгений Кульчицкий, директор по развитию компании по продаже автомобилей Genomus Co., Ltd, в свою очередь, уверяет, что стоимостная накрутка на «машины в наличии» сегодня может достигать полумиллиона и больше. Причем цена выросла не только на беспробежные, но и на авто с пробегом: «Речь идет о моделях, которые попали под санкции и запрещены к вывозу из Японии. Особенно серьезно подорожали гибриды».

Александр Новиков, генеральный директор «Успех Авто», официальный дилер JAC в Приморском крае, констатирует – прогнозы сбылись: «Стоимость авто выросла, и рост цен продолжается. Связано это с ростом валют, увеличением утилизационного сбора и многих других факторов».

Несмотря на высокую стоимость, спрос на автомобили до сих пор ажиотажный. Так утверждают игроки авторынка. Антон Рябов: «У нас особенно востребованы праворульные японские автомобили. Буквально год назад таких машин в Самаре практически не было. Сейчас запрос постоянно растет, так как пока еще стоимость под заказ относительно невысокая. Все понимают, что ситуация меняется постоянно. Несмотря на то что спрос уже удовлетворен, люди продолжают покупать машины, потому что перспективы авторынка весьма туманны и прогнозировать развитие дальнейших событий в стране очень сложно».

Дмитрий Клатаевский уверен, что история привоза машин под заказ все еще перспективная: «Пока, сколько ни вези, все продается. Обеспеченные люди готовы покупать новые машины, которые есть в наличии, за любые деньги. А те, кто беднее, привозят под заказ ценником ниже. Сейчас сезон продаж, и всплеск покупательской активности традиционно продлится до ноября».

Необратимые изменения

Все эксперты уверены, что точка невозврата пройдена: авторынок бесповоротно трансформируется. Во-первых, все большую популярность набирают те марки машин, которые не попали под действие санкций, то есть с объемами двигателей 1,4–1,6. Антон Манкевич, старший менеджер компании Hot Car: «Людей шатает, как в агонии. Потому что понимают – машины будут дорожать».

Во-вторых, просевшую нишу очень быстро заполняет китайский автопром. «За короткий срок китайский рынок для нас по объему стал равнозначным японскому. Думаю, что в будущем Китай может обогнать Японию и стать лидером продаж», – говорит Клатаевский.

«Продажи китайских новых машин в автосалонах достигли небывалых высот и бьют все рекорды – такие авто пользуются большой популярностью в западной части России», – добавляет Антон Рябов.

Александр Новиков: «Сегодня потенциальные покупатели автомобилей осознают, что китайские и корейские автомобили – очень достойная альтернатива японским и европейским брендам. Покупательский спрос сейчас как мыльный пузырь, потребители ждут и верят в то, что на наш рынок вернутся привычные европейские и японские бренды. Но посмотрим правде в глаза: никаких предпосылок к их возвращению нет, стенки этого «пузыря» постепенно истончаются, и скоро он вовсе лопнет. Вот тогда еще больше потребителей начнут рассматривать автомобили китайских брендов для приобретения, а автомобили из Южной Кореи и Китая станут действительно востребованными».

«Машины из Южной Кореи очень дорогие из-за курса валют. Их завозится немного. Зато очень комфортно чувствует себя Китай, где объемы продаж быстро растут», – говорит Евгений Кульчицкий.

Рисковать никто не хочет

Структура авторынка меняется не только из-за японских санкций, но и из-за введения поправок в закон об утильсборе. «Сегодня авто везутся только под заказ под определенных физических лиц», – поясняет Максим Башков.

Василий Крутиков, коммерческий директор компании «Правый руль»: «Модель торговли полностью перестраивается. Многие дилеры приобрели машины в Японии, но не успели их вывезти. На фоне повышения утильсбора теперь их привезти и поставить на продажу нереально. Поэтому огромное количество автомобилей, которые выставлены на продажу, продаются по стоимости с учетом наценки по доставке. Но машины не в наличии у перекупов. Компании сначала находят клиента, а уже потом везут ему авто – по его документам. Такая схема применяется повсеместно».

Евгений Кульчицкий: «Пока продается то, что осталось, авто в наличии все меньше, цена на них все выше. Рынок стал в прямом смысле слова вторичным: продают то, что уже было завезено. Как дальше работать – перекупы пока не понимают».

Ходили разговоры о привозе санкционных машин через Корею и Китай, но пока дилеры опасаются кардинально менять логистику.

Максим Башков: «Лично мне такие прецеденты не известны. Если логистика изменится, стоимость таких моделей очень сильно вырастет, машины из масс-сегмента станут штучными».

Дмитрий Клатаевский: «Многие компании, в том числе и наша, работают в рамках тех ограничений, которые есть. Потому что существуют высокие риски ареста груза, а рисковать никто не хочет».

Конкурент