Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

«Все происходящее напоминает русскую рулетку». Как изменилась логистика

10.08.2023

За минувший год разорванные логистические цепочки связались в подобие разлохмаченных нитей, создавая иллюзию успешного перераспределения товарных потоков. Паника улеглась. Даже дикие скачки валют, меры, вводимые Евросоюзом для купирования параллельного импорта, и новые санкции со стороны Запада никого не шокируют. Предприниматели приспособились к новой реальности - теперь компании более тщательно выбирают, какой товар через какую страну и каким транзитом везти.

«Дорогостоящие товары выгоднее везти через Казахстан. Объем перевозок конкретно через Приморье снизился. Западные компании организуют доставку товаров морем через Новороссийск или Санкт-Петербург: сроки длиннее — 45–55 суток, а стоимость — немного дешевле, чем через Приморье, - рассказал деловому еженедельнику «Конкурент» Алексей Гурин, менеджер компании «Фесту Амур». - Сами китайцы также активизировались и предлагают свои сервисы практически из любого, отдаленного от Владивостока города, по цене дешевле, чем приморские перевозчики. Ставка авто из любого города на юге России до Москвы — 900 тыс. со сроком доставки –14–15 дней, в то время как если везти через Приморье, то транспортировка получится тысяч на 200–300 дороже».

Ценообразование складывается из стоимости нефти, курса валют, амортизации транспортных средств, возможных издержек и запланированной маржи компании, а также ряда других ключевых факторов. Но главные проблемы — скачки валют и рухнувшая система расчетов.

«Удорожание валюты за этот год произошло на 100%. В мае прошлого года рубль укрепился до 50 руб. за доллар, сейчас — стремительно поднимается к отметке в 100 руб. Юань вырос в с прошлого года на 60%», — уточняет Вадим Воложанин, руководитель Московского подразделения ООО «Азия-Л».

Матвей Петухов, специалист по логистике и транспорту компании ООО «Маринео»: «Участники ВЭД начали «игру» в лотерею с иностранными расчетами не «вчера». Непредсказуемое колебание валют происходит с 2014 г., когда впервые были введены санкции против России. Сейчас доллар может изменить курс в считаные часы. Случается так, что за неделю после подписания договора перевозка становится нерентабельной. Когда динамика курса валют скачет от 8 до 10% в сутки, очень тяжело предугадать развитие событий».

Однако и здесь предпринимательская хватка не подводит: компании научились приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам. Вадим Воложанин: «Участники ВЭД понимают: если сейчас заплатить 30% от стоимости, то оставшиеся 70% вполне возможно придется оплачивать значительно дороже. В этой связи предприниматели стараются заранее купить валюту или сразу проплатить товар, в то время как еще совсем недавно, наоборот, стремились пользоваться отсрочками».

Матвей Петухов: «Задача каждого предпринимателя сегодня — адаптироваться под новую реальность. Например, ни для кого не секрет, что комиссия за счет иностранных переводов увеличивается, но подобные дополнительные затраты для бизнеса не критичны. Чаще всего вопрос оплаты решается через дочерние западные банки, которые не отказываются от работы с российскими агентами».

Кирилл Власов, руководитель отдела логистики компании «АзияЛог»: «Сложнее всего стало оплачивать европейским перевозчикам, но эту проблему мы решили: наши китайские партнеры помогают нам оплачивать такие счета. На данный момент наша компания ввозит из Европы грузы, по которым нет запрета на вывоз из ЕС, но списки данных товаров постоянно пополняются. Бывает, что сами продавцы не хотят работать с российскими покупателями, тогда прибегаем к помощи наших партнеров в Турции и Казахстане».

Илона Клюкина, логист: «Особых проблем с платежами в Китай и Корею нет, оплата проходит в среднем от 3 до 7 дней. Со взаимодействием с Бангладешем, Индией, Тайванем и Японией есть вопросы, так как многие банки платежи в эти страны проводить не могут».

Роман Ковалев, генеральный директор «DGK Групп»: «Предпринимателям приходится закладывать риски корреляции курса валют, от которых и зависит успех деятельности импортеров. Все расчеты с иностранными компаниями в любом случае привязаны к доллару, который на текущий момент достиг планки в 95 руб., и прогнозы его роста в ближайшее время — до 100 руб. за единицу валюты.

Ровно год назад в это время юань продавался по 7–8 руб., а сейчас его стоимость при покупке — больше 12 руб., и это явно не предел. Отмечу, что товар закупается в национальной валюте страны-производителя, которая, по понятным причинам, конвертируется по курсу доллара. Получается, что, несмотря на прежнюю стоимость закупок на фабриках, для нас, экспортеров, издержки кратно выросли. Например, в период доставки груза даже сумма пошлин, которые мы платим в евро, увеличивается. Все происходящее напоминает «русскую рулетку». И все-таки участники ВЭД приспособились и научились в нее «играть».

Так, наша компания, которая работала за 10–15% на крупных объемах, пересматривает формат грузопоставок. Склоняемся к тому, что теперь рентабельнее будет везти меньше товара, но с повышенной наценкой и более широким ассортиментом. Это позволит создать определенный запас прочности в случае дальнейшего удорожания валют. В любом случае стоимость продукции для конечного потребителя вырастет».

Конкурент