01.03.2023
План мероприятий по реализации Стратегии развития автопрома до 2035 года необходимо конкретизировать. Такое мнение высказал аудитор Счетной палаты Андрей Перчян на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных перспективам развития российской автомобильной промышленности.
«План реализации Стратегии содержит обобщенный перечень мероприятий, направленный в основном на актуализацию действующих мер поддержки, – сообщил Андрей Перчян. – При этом, по нашему мнению, с учетом сложившейся геополитической ситуации, необходимо дополнить его конкретными мероприятиями по выстраиванию новых цепочек кооперации».
Среди других недостатков Стратегии аудитор назвал недостаточную взаимосвязь установленных в ней целей и целевых показателей.
Так, согласно Стратегии, одной из целей развития автопрома является удовлетворение потребности российского рынка в высоколокализованной продукции, с уровнем локализации не менее 80 %. При этом предусмотренное к 2035 году значение средневзвешенного уровня локализации автомобилей, произведенных на территории РФ, в базовом сценарии развития по всем видам автомобилей не превышает 65 %, а в целевом сценарии – 70 % по автобусам и легким автомобилям.
Говоря о финансировании отрасли, аудитор обратил внимание, что не всегда прослеживается взаимосвязь между мерами господдержки, предоставляемыми российским предприятиям автомобильной промышленности, и фактическим уровнем локализации их продукции. «Есть предприятия, которые значительно ниже себе установили цели по локализации, но при этом получают господдержку», – констатировал аудитор.
Отдельное внимание в ходе своего выступления Андрей Перчян уделил реализации специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в автомобильной промышленности.
Он сообщил, что Счетная палата в 2021-2022 годах проверила эффективность применения этого механизма и отметила, что в 80 % СПИК в сфере автопрома не был установлен показатель «Доля стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене произведенной в рамках СПИК промышленной продукции». В связи с этим Счетная палата рекомендовала исключить возможность продления СПИК при отсутствии в них такого показателя. «В настоящее время Минпромторг России подготовил изменения в закон о промышленной политике в части продления действия СПИК в автомобильной промышленности до 2033 года. Считаем, что в случае принятия этого законопроекта необходимо учесть рекомендацию Счетной палаты», – подчеркнул аудитор.
В завершение Андрей Перчян отметил важность дальнейшего развития и трансформации отрасли, а также пожелал Минпромторгу и предприятиям этой сферы успехов в этом направлении:
«Автомобильная промышленность в России должна быть перезапущена. Она должна стать национальной, современной отраслью».