Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Андрей Перчян: в Стратегии развития российского автопрома необходимо предусмотреть новые цепочки кооперации

01.03.2023

План мероприятий по реализации Стратегии развития автопрома до 2035 года необходимо конкретизировать. Такое мнение высказал аудитор Счетной палаты Андрей Перчян на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных перспективам развития российской автомобильной промышленности.

«План реализации Стратегии содержит обобщенный перечень мероприятий, направленный в основном на актуализацию действующих мер поддержки, – сообщил Андрей Перчян. – При этом, по нашему мнению, с учетом сложившейся геополитической ситуации, необходимо дополнить его конкретными мероприятиями по выстраиванию новых цепочек кооперации».

Среди других недостатков Стратегии аудитор назвал недостаточную взаимосвязь установленных в ней целей и целевых показателей.

Так, согласно Стратегии, одной из целей развития автопрома является удовлетворение потребности российского рынка в высоколокализованной продукции, с уровнем локализации не менее 80 %. При этом предусмотренное к 2035 году значение средневзвешенного уровня локализации автомобилей, произведенных на территории РФ, в базовом сценарии развития по всем видам автомобилей не превышает 65 %, а в целевом сценарии – 70 % по автобусам и легким автомобилям.

Говоря о финансировании отрасли, аудитор обратил внимание, что не всегда прослеживается взаимосвязь между мерами господдержки, предоставляемыми российским предприятиям автомобильной промышленности, и фактическим уровнем локализации их продукции. «Есть предприятия, которые значительно ниже себе установили цели по локализации, но при этом получают господдержку», – констатировал аудитор.

Отдельное внимание в ходе своего выступления Андрей Перчян уделил реализации специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в автомобильной промышленности.

Он сообщил, что Счетная палата в 2021-2022 годах проверила эффективность применения этого механизма и отметила, что в 80 % СПИК в сфере автопрома не был установлен показатель «Доля стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене произведенной в рамках СПИК промышленной продукции». В связи с этим Счетная палата рекомендовала исключить возможность продления СПИК при отсутствии в них такого показателя. «В настоящее время Минпромторг России подготовил изменения в закон о промышленной политике в части продления действия СПИК в автомобильной промышленности до 2033 года. Считаем, что в случае принятия этого законопроекта необходимо учесть рекомендацию Счетной палаты», – подчеркнул аудитор.

В завершение Андрей Перчян отметил важность дальнейшего развития и трансформации отрасли, а также пожелал Минпромторгу и предприятиям этой сферы успехов в этом направлении:

«Автомобильная промышленность в России должна быть перезапущена. Она должна стать национальной, современной отраслью».