Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Чечня обвинила Минфин в ошибочной оценке ее бюджета

28.09.2012

По информации «Известий», на 1 августа 2012 года уровень фактической бюджетной обеспеченности в Чеченской республике составил 107%. Это следует из отчета Минфина перед правительством (есть в распоряжении «Известий»). То, что показатель выше 100%, означает, что Чечня попадает в список регионов-доноров федерального бюджета. Но в чеченском Минфине уверены, что федеральный Минфин ошибся в расчетах и что республика недополучит около 1 млрд рублей из-за налоговой консолидации «Роснефти» и будет испытывать сложности с начислением заработных плат.

Политическое перефинансирование

Фактическая бюджетная обеспеченность — это отношение доходов регионального бюджета (с учетом выделенных дотаций) в расчете на одного жителя к среднероссийскому показателю. Этот показатель рассчитан в отчете Минфина перед правительством по консолидированным бюджетам Северо-Кавказского федерального округа (есть в редакции «Известий») за 2010-2012 годы. В нем указывается, что в 2010 году фактический уровень бюджетной обеспеченности Чечни составлял 174%, в 2011 году — 115%, в 2012 году — 107%. За счет выделяемых республике дотаций эти цифры значительно превышают плановый уровень обеспеченности — 64%, 65% и 59% соответственно. У остальных республик Северного Кавказа нет такого разрыва — плановая и фактическая обеспеченность находятся примерно на одинаковом уровне и не превышают 70%.

В отчете Минфина говорится, что в 2012 году на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета регионов на Чечню запланировано около 27 млрд рублей, на Карачаево-Черкессию — 2,2 млрд рублей, Ставропольский край — 22,5 млн рублей, Дагестан — 4,5 млн рублей. Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии не выделяются деньги на эти цели.

Как отметила гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская, на «игле» дотаций из всех регионов округа находится только Чечня.

— Ингушетия, Северная Осетия и Дагестан остро нуждаются в дотациях. Например, в Северной Осетии прекратили работу крупные ликеро-водочные предприятия, у которых отобрали лицензии, — говорит эксперт.

По словам Галины Курляндской, дотации на сбалансированность — это незапланированные доходы, не заложенные в бюджет, они распределяются по непрозрачной методике, здесь играют роль политические факторы.

Транспортный налог собран только за две тысячи авто

Замминистра финансов Чечни Ильяс Эдильгириев считает некорректной статистику Минфина по фактическому уровню бюджетной обеспеченности.

— В 2010 году и в 2011-2012 годах у нас мог быть фактический уровень обеспеченности не более 100-102% за счет сверхплановых доходов, которые подлежат зачислению в республиканский бюджет. По 2010 году российский Минфин ошибся на 74%, — утверждает собеседник.

При этом в чеченском финансовом ведомстве заявили «Известиям», что в этом году чеченский бюджет недополучит порядка 1 млрд рублей. Это, по словам Эдильгириева, произошло из-за того, что «Роснефть» создала консолидированную группу налогоплательщиков и те доходы, которые должна была получить республика, ушли в бюджет других регионов. Оперативный комментарий «Роснефти» получить не удалось.

— Нет закона, который бы предполагал компенсацию выпадающих доходов, которые произошли не по вине субъекта РФ, — рассказал «Известиям» замминистра. — Теперь у нас дисбаланс в бюджете, в декабре будут проблемы с выплатой заработных плат работникам бюджтной сферы. По прогнозу, до конца года не хватит около 800 млн рублей. А экономика республики сейчас не способна заработать эти доходы, она только становится на ноги.

На зачаточном этапе развития экономики Чечни находится, например, собираемость налогов. Результаты сбора некоторых налогов в республике и в самом деле удивляют. Так, согласно материалам федерального Минфина, в I квартале 2012 года уплаченный транспортный налог с физических лиц составил 2,5 млн рублей (что приблизительно соответствует налогу за 2500 автомобилей). Для республики с населением 1,3 миллиона человек это немного.

Приходится доказывать «каждую копейку»

Несмотря на то, что расчеты Минфина не совпадают с данными правительства Чеченской республики, они тоже основаны на реальных цифрах, говорит руководитель «Проекта национального развития» Андрей Черепанов (в начале 2000-х годов руководил департаментом внешнего долга Минфина). Исходя из данных Минфина, добавляет эксперт, закономерен вопрос, в связи с чем в данный регион продолжают поступать значительные объемы трансфертов из госбюджета, когда показатель собственных доходов республики в расчете на душу населения превышает среднероссийский. Особый порядок финансирования региона был актуален, когда после военных действий его нужно было восстанавливать.

— Сегодня Грозный — один из самых красивых городов страны, присутствует даже некоторая роскошь. Пора прекратить вливания в Чеченскую республику из федерального бюджета и перевести на общие принципы финансирования — как и другие регионы, — говорит Черепанов.

Ильяс Эдильгириев возражает, что Чеченская республика никогда не получает из центра денег больше, чем ей удается обосновать своими расчетами, приходится доказывать «каждую копейку».

— В бюджете республики присутствуют компенсационные выплаты за разрушенное жилье и имущество, присутствует федеральная целевая программа по развитию социальной сферы: строятся школы, библиотеки, школы, дома культуры, объекты промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, дома культуры, больницы, — рассказал замминистра. — В основном у нас бюджет социально ориентированный, как можно относить эти деньги на душу населения? Не у всех же разрушено жилье и имущество, как можно усреднить эту цифру?

Прямой порядок финансирования Чеченской республики действует с 2000 года. Средства выделяются по принципу сметного финансирования конкретных объектов — в первую очередь социальной инфраструктуры, разрушенной в период двух военных кампаний (1994–1996 и 1999–2000 годов). Порядок прямого финансирования введен из-за отсутствия в республике статистических данных, необходимых для расчета размера финансовой помощи. В других регионах межбюджетные отношения выстраиваются на основе методики, утвержденной правительством. При формировании своего бюджета субъекты должны отчитаться, какие имеющиеся у них расходы покрыты за счет собственных доходов.

Известия