Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Чиновники и бизнес считают возвращение налога с продаж нереальным

02.07.2014

Спустя десять лет после отмены в России налога с продаж в российском правительстве вновь обсуждают его возвращение, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Власти могут разрешить губернаторам вводить новый налог, несмотря на явную обеспокоенность бизнеса повышением нагрузки, действующее обещание властей ее не увеличивать и негативный опыт с признанием налога с продаж неконституционным в начале нулевых. По мнению экспертов, это свидетельствует о плачевном состоянии доходов бюджета.

Помощь губернаторам

По словам Силуанова, налог с продаж по ставке 3% может принести регионам дополнительные 200 млрд руб. Судя по прошлому опыту, он сконцентрируется в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, где есть крупные розничные сети, предполагает министр. Для столицы дополнительные доходы могли бы оказаться актуальными после создания института консолидированных групп налогоплательщиков. Из-за более ровного распределения налогов крупных компаний между регионами Москва с 2012 года недополучила 100 млрд руб.

В департаменте экономполитики города Москвы не стали оценивать возможный объем нового источника доходов, заявив, что с инициативой незнакомы. По данным ФНС, в 2013г. в федеральный бюджет поступило от Москвы 562,8 млрд руб. НДС (по состоянию на 1 января 2014г.). Это означает, что при обложении аналогичной налоговой базы 3-процентным налогом с продаж с таким же успешным администрированием власти могут ожидать более 90 млрд руб. поступлений от столицы.

Однако с администрированием могут возникнуть проблемы, указывает директор по международным региональным финансам Fitch Ratings Владимир Редькин: фактически каждая торговая точка должна быть охвачена этим налогом, а их очень много. "Разумнее было бы оставить часть НДС в регионах, как это было раньше", — предлагает он.

И то и другое — косвенные налоги на потребление, только технически устроены по-разному, объясняет член Экономической экспертной группы (ЭЭС) Александра Суслина. "НДС облагает всю цепочку: много-много начислили — много-много зачли, а налог с продаж — сразу только добавленную стоимость", — говорит эксперт. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определенная в процентах доля от розничной стоимости товара или услуги.

Вспомнили 90-е

В России уже есть опыт обложения налогом с продаж. После краткого периода существования в 1991г. он был снова введен в 1998г. Регионы получили право вводить налог по ставке от 0 до 5%. В результате в большинстве регионов ставка налога была установлена в размере 5%.

Конституционный суд дважды признавал налог неконституционным: в 2001г. и в 2003г., говорит партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов. Существуя параллельно с НДС, он фактически приводит к ситуации двойного налогообложения. В итоге налог был отменен в 2004г.. Тем не менее напрямую решения КС по старым нормам не распространяются на новые, указывает юрист, поэтому не помешают правительству их принять.

После 2004г. вопрос о возврате налога с продаж неоднократно поднимался, но лишь в контексте отмены НДС. Последний раунд обсуждения в правительстве прошел осенью 2012г., тогда речь шла об отмене НДС. Эту идею поддерживал вице-премьер Аркадий Дворкович, а Минфин выступал против. В декабре Минэкономразвития выступило против замены, но чиновники министерства не исключали введения налога с продаж в дополнение к НДС в некоторых регионах.

В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова РБК сообщили, что вопрос введения налога с продаж у него пока не рассматривался, но обсуждение может состояться в будущем. Министр финансов говорил о будущем обсуждении инициативы на площадке правительства, а не о прошедшем, обращает внимание его пресс-секретарь Светлана Никитина.

Возможность введения налога с продаж не зафиксирована в "Основных направлениях налоговой политики на 2015-2017гг.". Это может осложнить прохождение инициативы, говорит федеральный чиновник. Замминистра экономического развития Сергей Беляков также указывает на то, что власти приняли принципиальное решение о неувеличении налоговой нагрузки до 2018г. По его словам, одновременное существование НДС и налога с продаж означает рост налогов в экономике и потребительских цен, и Минэкономразвития не поддерживает идею нового налога.

Скептично настроены и представители бизнеса. Председатель налогового комитета "Деловой России" Марина Зайкова называет отмену НДС "нереальной". "Сама по себе ситуация, когда наряду с НДС существует еще и налог с продаж, достаточно абсурдна, подобное положение дел есть только в Канаде", — соглашается партнер налоговой практики «Гольцблат BLP» Евгений Тимофеев.

Будут расти цены

Параллельное же введение двух налогов неправильно и опасно, считает Зайкова. Возможен рост цен на товары, причем неравномерно по регионам, если введение налога отдадут на откуп губернаторам, подтверждает правительственный чиновник. Зайкова также обращает внимание на то, что налоговая служба "не настроена под администрирование" налога с продаж. В пресс-службе ФНС отказались от комментариев.

"Если стоит задача по уничтожению единственной динамично развивающейся отрасли — а именно розничной торговли, то эта мера будет как нельзя более кстати", — отмечает общественный омбудсмен по налогам Михаил Орлов. Проблема налога с продаж, кроме повышения налогового бремени, заключается и в том, что возникают многочисленные споры об объектах обложения. Это должен быть налог лишь на то, что покупает конечный потребитель, а отделить эти объекты от тех, что используются в процессе производства, на практике сложно, говорит эксперт.

Несмотря на постоянные заявления Минфина о том, что у властей нет необходимости в повышении фискальной нагрузки, она все равно растет, замечает Батанов. Происходит это на региональном уровне. Например, нагрузку увеличивает перевод коммерческой недвижимости на уплату налога на имущество, рассчитанного по близкой к рыночной кадастровой стоимости.

"То, что Силуанов это предложил, свидетельствует только о том, что бюджетная система находится в действительно плачевном состоянии", — согласна Суслина из ЭЭГ. Если власти предполагают даже возможность введения дополнительных налогов, это означает, что денег больше взять просто неоткуда. "Это также означает, что мы по какой-то причине не хотим снижать расходы и повышать их эффективность", — добавляет она.

На выравнивании диспропорций между консолидированным региональным и федеральным бюджетами введение налога с продаж скажется позитивно, добавляет Редькин. Однако это еще больше увеличит дисбаланс внутри регионов, поскольку сейчас бюджетное обеспечение Москвы и Санкт-Петербурга и так выше, чем у других.