Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Что подорожает из-за налога с продаж

03.07.2014

Бутылка водки в российских магазинах может вскоре подорожать на 5-6 процентов. Это случится, если в России появится трехпроцентный налог с продаж, о котором накануне заявили в минфине. Могут вырасти цены на сигареты и на целый сектор "долгоиграющих" товаров - от телевизоров до зубных щеток.

Если налог введут, цены на разные товары поднимутся не одинаково - продавцы не будут автоматически закладывать эти 3 процента в каждый ценник, считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. "Продукты повседневного спроса не должны подорожать значительно. Вероятнее всего, налоговое бремя будет "переложено" на товары длительного спроса. Цены также будут расти на продукцию тех сегментов, где невелика конкуренция", - предполагает эксперт.

Например, продажи колбасных изделий, особенно дорогих, сейчас сильно зависят от цены - конкуренция в этом сегменте велика. И продавец может потерять объемы, если сильно поднимет цену. Так что вряд ли налог будет "вложен" в цены на эту категорию.

А вот овощей и фруктов с конца осени по середину весны в России не хватает. "Покупателям в этом случае будет не важно, вырастут цены на 10-15 или на 18 процентов. Плодоовощная продукция и так всегда сильно дорожает в этот период", - говорит Тюрина. Но курица, которой на российских прилавках вдоволь, может подорожать из-за налога.

Курятина сейчас самый дешевый источник животного белка. Так что потребители вряд ли от нее откажутся, даже если цены несколько вырастут. А вот на дефицитную свинину цена уже вряд ли будет расти - дальнейшее подорожание может существенно снизить спрос на нее.

Непростая ситуация и в молочной группе. На фоне того, что производители испытывают дефицит сырья, в рознице сложилась высокая конкуренция. Поэтому цены на молочку вряд ли будут сильно расти, прогнозирует собеседница "Российской газеты".

По словам Тюриной, введение налога приведет к тому, что система ценообразования для торговых предприятий усложнится. Продавцам придется учитывать динамику спроса и предложения по разным товарным группам. Универсального правила здесь не будет, все будет меняться в зависимости от ситуации. И определять, в какие товары "вкладывать" бремя налога, придется по ходу дела.

Хотя наверняка будут и устоявшиеся практики, говорит эксперт. Большая часть налогового бремени, вероятнее всего, будет включена в цену таких товаров, как табак и алкоголь. А также товаров, к покупкам которых потребитель готовятся заранее, но цены наблюдает не постоянно. Но большинство "социальных" товаров - хлеб, макароны, яйца и так далее - вряд ли будут дорожать. Опять-таки в силу повышенного внимания покупателей и высокой эластичности спроса.

Ставку возможного налога с продаж пока еще обсуждают, она может составить до 3 процентов. Предполагается, что ее будет определять каждый регион самостоятельно. Таким образом предполагается пополнить региональные бюджеты.

"Налог с продаж фактически платит покупатель товара, а продавец просто перечисляет его в бюджет. Налоговое бремя на покупателя товара увеличится с нынешних 18 процентов (налог на добавленную стоимость, НДС) до 21 (плюс три процента налога с продаж), а значит, стоит ожидать увеличения цен почти на все товары и услуги", - считает партнер компании "Налоговик", руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву независимого экспертного центра "Общественная Дума" Дмитрий Липатов.

Эксперт считает, что от налога с продаж точно могут освободить определенные виды товаров и услуг (какие именно, сейчас неизвестно, но, скорее всего, освободят товары первой необходимости). Например, экспортируемая продукция не облагается НДС, поэтому, возможно, то же будет и с этим налогом.

Таким образом, под него попадут не только торговые сети. Ларьки и рынки, которые не являются индивидуальными предпринимателями, применяющими "упрощенку", наверняка будут платить налог с продаж, поскольку он взимается при покупке определенных товаров и услуг, а значит, продавая что-нибудь, рынки и ларьки будут обязаны платить данный налог.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), представляющей большинство российских крупных торговых сетей, Андрей Карпов надеется, что такой налог, в конечном счете, введен не будет.

Против этого высказалось и министерство экономического развития. При этом Карпов отмечает, что даже если небольшие магазины будут уклоняться от уплаты налога с продаж, цены там не окажутся ниже. Скорее, предприниматели таким образом попытаются получить дополнительную прибыль.