Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Импортеров китайских автомобилей сбили новые ограничения

10.10.2023

С 1 октября в России изменились правила параллельного импорта автомобилей: вступили в силу изменения, анонсированные Минпромторгом еще в июне. В страну по этой схеме более нельзя завозить модели тех брендов, которые присутствуют на рынке официально. По мнению экспертов, нововведение может спровоцировать очередной виток роста цен.

Согласно постановлению правительства, сертифицировать автомобили брендов, не прекращавших официальные поставки, можно только в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», то есть оформляя для них полноценные ОТТС.

Ранее «серые» импортеры пользовались возможностью, предоставляемой так называемым постановлением № 855. Оно разрешало ввозить автомобили при помощи заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС), то есть в упрощенном порядке. Эта возможность сохраняется, но только для автомобилей марок, прекративших свою деятельность в России, и только до 1 февраля 2024 г.

Изменения, как ожидается, коснутся главным образом машин из Китая. По словам игроков рынка, большую часть автомобилей везут по параллельному импорту через Бишкек (Киргизия). И завезенные таким вот способом, они нередко оказываются дешевле тех же моделей, официально продающихся у дилеров.

К примеру, гибридный кроссовер Voyah Free по параллельному импорту стоит от 5,6 млн руб., а официальный ценник в официальных шоурумах стартует с отметки 7,99 млн. Аналогичная ситуация с Hongqi E-HS9, только там разница в ценах миллион. И при этом «левый» продавец может дать гарантию или дать страховку от поломок. Даже при покупке Geely Monjaro можно сэкономить около 200 тыс. при официальных ценах от 4,5 млн руб.

Этот ценовой парадокс объясняется очень просто. Официальный дистрибьютор получает при ввозе автомобилей не ЗОЕТС, а именно ОТТС. Получить Одобрение типа транспортного средства намного сложнее технически, дольше, да и дороже, поскольку требуется проведение сертификационных испытаний. Изменения в правилах ввоза эту проблему для китайских автопроизводителей должны решить. Но это порождает новые вопросы. Главный из них, как делить автопроизводителей на ушедших и оставшихся на российском рынке, поскольку некоторые из них предусмотрительно о прекращении работы с Россией до сих пор не заявили? Это, к примеру, Kia и Hyundai, открыто не заявлявшие о своем уходе.

Частично решает вопросы третий способ прохождения таможни. Это если машину в Россию ввозит физическое лицо. Тогда можно оформить еще один документ с еще одной труднопроизносимой аббревиатурой СБКТС – это Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. При этом приобретатель авто не может привезти в страну больше одной машины в год, а также может продать ввезенное транспортное средство только после года владения им. Если эти условия нарушены, то с 1 августа для таких покупателей, с целью борьбы с перекупщиками, серьезно увеличен размер утилизационного сбора.

Но это никого не останавливает. «Многим приходится завозить машины по серым схемам, на «физиков». Уже сейчас на китайской стороне предлагают завозить в Россию любые авто под готовый, оформленный ОТТС, то есть сами продавцы ищут обходные пути, как реализовать товар. Параллельный импорт просто перестроится на иной формат работы», – сказал «К» на условиях анонимности один из приморских автодилеров.

Заметного уменьшения объемов поставок из Китая на фоне нововведений эксперты не ожидают еще и потому, что далеко не все китайские бренды имеют в России официальные представительства. Но при этом не исключают, что как минимум часть автомобилей из КНР в скором времени, когда иссякнут товарные запасы «серых» дилеров, можно будет приобрести только по официальным ценам производителей. «Деятельность «перекупов» очень ограничили и зарегулировали», – сетует Евгений Кульчицкий, директор по развитию компании по продаже автомобилей Genomus Co., Ltd.

«Официальные дилеры давно стремятся избавиться от «серого» рынка «дешевых» машин, – говорит директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский. – Цены на машины VoyahFree установлены космические – около 7 млн руб. Причем речь идет о дорестайлинговых версиях. А по параллельному импорту можно привезти данную абсолютно новую модель, более того – рестайлинговую за 5–5,6 млн руб. Вопрос: нужна ли такая конкуренция официальным дилерам? Ответ очевиден.

Думаю, произойдет временная монополизация рынка, от которой пострадает потребитель. Очевидно, что подобные вводимые полумеры проблему «серого рынка» не решат. Да, какое-то время все продажи будут у юрлиц, так как у «физиков» этот рынок перестанет вызывать интерес. Однако и параллельный импорт вряд ли полностью прикроется, просто со временем будут применяться другие схемы. В перспективе как минимум года на рынке мы увидим очень дорогие машины, достойную альтернативу которым по доступной цене найти будет практически невозможно».

КОММЕНТАРИЙ

Александр Новиков, генеральный директор «Успех Авто» (официальный дилер JAC в Приморском крае): «До государственного регулирования ввоза автомобилей, параллельного импорта и прочего ввозить автомобили на территорию России было выгодно только в тех случаях, когда автомобиль уже имеет какие-то нюансы в виде пробега, каких-то, может, несовершенств и так далее. То есть абсолютно новые автомобили прямиком из салона зарубежного дилера не ввозились – на фоне стоимости транспортировки, таможенных сборов и курса валют это было просто невыгодно. В то же время потребители четче делились на тех, кого устроит пробежный автомобиль, и на тех, кому принципиально нужен новый авто без пробега, и никакой конкуренции между этими двумя сегментами рынков не было. Тогда ни предприимчивые физические, ни юридические лица, которые оказывали услуги по ввозу авто, никак не касались автодилеров.

Но недавно ситуация кардинально изменилась – появился параллельный импорт. То есть у физических и юридических лиц, которые занимаются ввозом автомобилей, назовем их параллельными импортерами, появилась возможность ввозить абсолютно новые автомобили зарубежных брендов для удовлетворения спроса потребителей в связи с экономической ситуацией. Но сейчас, когда на рынок зашли китайские бренды автомобилей, поощрять параллельный импорт было бы нечестно по отношению к официальным дилерам. Мы не считаем импортеров угрозой для нашего бизнеса или конкурентами, так как количество ввозимых ими автомобилей ничтожно мало. Но нечестно, когда один и тот же автомобиль ввозят и дилеры, и импортеры. На наш взгляд, было бы правильнее полностью ограничить для параллельных импортеров ввоз тех автомобилей, которые уже имеют официальные представительства в нашей стране, которые честно ведут свой бизнес, платят все сборы и налоги государству. А это достаточно большие средства, так как растаможить партию автомобилей на юридическое лицо порядком дороже, чем на физическое, как это делают параллельные импортеры. И вводя текущие ограничения, государство отстаивает позиции официальных дилеров, пытается ослабить конкуренцию и создать более безопасное пространство сбыта автомобилей для официальных представителей автомобильных брендов».

Конкурент