Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

К 70-летию образования КНР : неофициальные тезисы. Почему у них удалось, а у нас ...? Национальная идея.

30.09.2019

1 октября в Китае — национальный праздник, день основания КНР. В этом году — 70-летняя годовщина КНР, а также и 70-я годовщина установления отношений между Россией (Советским Союзом) и КНР. СССР признал Китай уже 2 октября.

Почему модернизация в Китае отказалась успешной? Да, т.н. «реформы Дэн Сяопина» 80-х гг. были точны и своевременны, открывали широкий доступ иностранным инвестициям, но дело не только в экономике. Дело в идее.

Китай с самого начала строил свою национально-ориентированную модель, то есть он не стремился, как Россия, сначала устроить себе «вестернизацию», механически копируя опыт управления обществом, экономикой, образованием, а потом поспешно «откатывая» назад и лихорадочно ища новые идеи для саморазвития. Китай методично «использовал западное ради китайского» - очень старую идею второй половины XIХ в. Принцип прост: надо использовать все полезное, копировать, все, что можно применять, но при этом сберегать культурное ядро нации. Тогда эта идея не удалась до конца (хотя создавали университеты и строили арсеналы и фабрики), так как в тот момент в Китае решающую роль играли иностранцы.

В Китае 80-2000-х гг к ней вернулись. Все делается ради одной цели: возрождения нации через мощную экономику, социальную справедливость. Это и есть «китайская мечта». И в этой мечте главное не просто приращение богатства народа и создание общества «разумного достатка» (сяо кан) - это всего лишь рычаг, а цель — восстановление Китая как наднациональной, наттерриториальной сущности. Как ведущей державы мира с ярко выраженной национальной идеей.

Россия же очень стремилась стать частью чего-то другого, сначала «западного мира», потом «развернутся на Восток» (это Россия-то? Чья большая часть территории лежит в Азии?! Лицом к самой себе? Какая-то патология мышления...). Сейчас вот такой же нежизнеспособный проект «большой Евразии» с Россией в центра (все остальные страны недоуменно пожимают плечами). Странные метания в поиске собственной идентичности.

Китай оставался сам собой, он работал сам на себя. И у него был и есть поэтапный план развития., который нередко корректируется в зависимости от ситуации, но кардинально не меняется. Все технологические, финансовые, экономические достижения, все заимствование опыта - западного, советского, японского — идёт в копилку национального развития.
Это создало другое качество элит - они богатеют, но работают на государство, так как только оно даёт им возможность быть элитами.

Новый Китай стартовал с экономических позицией куда более низких, чем Россия 90-х. С полностью порушенной экономикой, устаревшим пониманием внешнего мира и образованием из 60-х годов. Но у него была цель, он к ней методично двигался. Был гибким, хитрым и вежливым. Был бедным, но не сдал ничего своего - только вернул часть территории. Не мучился поисками «национальной идеи», так как она и так живет на уровне подсознания. Не убеждал свой народ, что чужая идея, типа «либеральной экономики», «демократии» (хотя в работах Мао Цзэдуна была «Новая демократия»), должны помочь Китаю. Китай спасёт только создание своего политического и экономического макрорегиона, а для этого надо накопить силы.

Китай умеет пользоваться шансом. Это заложено в генах цивилизации, которая непрерывно развивается несколько тысяч лет. И в 80-х гг. после восстановления отношений с США (формально - 1971), Китай отлично сумел воспользоваться системой, которую создали США: долларовой экономикой, торговыми путями, технологиями, образованием. И гибкий, вежливый, улыбчивый Китай, безусловно, был готов временно стать частью американской миросистемы. А США полагали, что Китай постепенно станет частью той логики развития, которую создали США. И гений переговоров Генри Киссинджер ошибочно полагал, что это получится (см. “On China”). Не получилось. Надо было быть китаеведом, а не «международником», чтобы понять, что Китай просто пользуется шансом. Так было в течение тысячелетий, такова его политическая культура.

Китай не собирался становиться частью старой миросистемы. Он хотел создавать свою и «рулить» ей. Но для этого надо было понять, как она устроена. Сотни тысяч китайских студентов обучались в американских вузах, в том числе разработке и применениям современных технологий. Там же обучались и китайские экономисты, но не столько для того, чтобы механически перенести западные наработки на Китай, а чтобы понять, как устроена нынешняя система мировой экономики и как создать ей альтернативу.

Через США Китай понял, какие товары и услуги нужны миру — и стал поставлять все, начиная от текстиля до дешевой электроники. Создавал, копировал, пиратствовал - но все складывал в «кубышку» национальной экономики. А получая валюту из США, из Европы, других стран, он методично копил свои золото-валютные резервы. Сейчас стоимость золотых запасов Китая $78,525 млрд, валютные резервы $3,095 трлн — больше, чем у любой другой страны мира. Это было нужно для дальнейшего выхода из западной модели.

Китай создавал вокруг себя комфортный дружественный мир «напитывания» своей страны деньгами, технологиями, сырьем, идеями. Технологии из США и Западной Европы, сырье для китайской экономики - из России, Центральной Азии, Африки и Персидского залива. Взамен - дешевые и относительно качественные товары. И многим казалось, что Китай будет «мировой фабрикой» еще на десятилетия вперед.
Но нет, в 2010-х он решает аккуратно и небыстро выходить из западной миросистемы. Ведь она создавалась без него: все эти патентные условия, правила ВТО, правила мировой торговли, система торговых договоров были созданы не для Китая и не в пользу Китая. Нельзя построить великую страну, будучи частью другой системы, созданной не тобой и не для тебя. Ты всегда «отчисляешь» какой-то процент это системе.

И Китай аккуратно предлагает свою модель, в результате которой он должен построить свою систему перераспределения сырьевых ресурсов, контролировать глобальные инфраструктуры и перевозки, создать альтернативную банковско-финансовую систему, контролировать рынок новых технологий. Сделать из десятков стран дружественных партнеров, нуждающихся в твоём покровительстве и инвестициях.

И самое главное — начать свою систему ре-глобализации по китайскому образцу. Это продолжение строительства китайского экономического макрорегиона. И новой основы политической модели мира.

Телеграмм-канал "Экономика"

Далекая окраина