Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Ключевые производители водки нарастили отгрузку

22.02.2022

Рост спроса внутри страны и развитие экспорта позволили крупнейшим производителям водки нарастить отгрузки и сохранить позиции в 2021 году. Первые строчки по объемам заняли Beluga Group, Roust, «Татспиртпром» и Алкогольная сибирская группа (АСГ). А самым быстрорастущим из пятерки оказался Global Spirits («Хортиця», «Мороша») украинского бизнесмена Евгения Черняка. На фоне падения покупательной способности эксперты ждут усиления конкуренции в среднем ценовом сегменте.

Основные производители водки в России в 2021 году сохранили позиции по объемам отгрузок, следует из имеющихся у “Ъ” данных участников рынка. Поставки Beluga Group (марки «Мягков», «Беленькая», «Архангельская») выросли на 5%, до 10,05 млн дал, холдинга Roust («Русский стандарт», «Зеленая марка», «Талка») — на 5%, до 9,58 млн дал. «Татспиртпром» («Русская валюта», «Ханская») увеличил отгрузки на 6%, до 8,3 млн дал, АСГ («Пять озер», «Белая березка», «Хаски») — на 7%, до 7,29 млн дал.

В Beluga Group результаты 2021 года объясняли ростом продаж «Архангельской» до более 3 млн дал, а также развитием экспорта, в первую очередь марки Beluga. У Roust более чем на 20% выросли продажи «Талки», на 10% — «Русского стандарта», на 7% — «Зеленой марки». В АСГ отметили увеличение поставок «Белой березки» на 35%, «Хаски» — на 18%, «Пяти озер» — на 12%, а также растущий экспорт на 35% год к году.

Самым быстрорастущим из первой пятерки стал холдинг Global Spirits («Хортиця», «Мороша», «Первак») украинского бизнесмена Евгения Черняка. За 2021 год отгрузки Global Spirits в России выросли на 45%, до 7,1 млн дал. В РФ бренды холдинга выпускаются на вологодском заводе «Русский Север» и подмосковном предприятии «Родник и К», которые на рынке считаются подконтрольными Global Spirits. В самом холдинге ранее говорили “Ъ”, что предприятия ему не принадлежат. Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман отмечает, что наращивать отгрузки Global Spirits помогают наличие площадок в России, широкий ассортимент, развитая дистрибуция и популярные бренды, которые у потребителя не ассоциируются с украинским продуктом. В Global Spirits в понедельник “Ъ” не ответили.

Из двадцати крупнейших производителей водки наибольшие темпы роста поставок показала Алкогольная производственная компания (АПК), которая управляет водочным заводом в Ульяновске, ранее входившим в группу «Гросс». АПК выпускает водку «Байкал», «Славянская» и пр. За 2021 год отгрузки выросли более чем в десять раз, до 2,3 млн дал. По словам источника “Ъ”, динамика может быть связана с поставками в сеть «Красное & белое». По словам господина Кауфмана, сеть может быть крупнейшим покупателем водки среди всего сетевого ритейла, но и отличается жесткими требованиями к отпускным ценам. Связаться с АПК не удалось, в «Красном & белом» не ответили на вопросы “Ъ”.

Гендиректор АСГ Сергей Лебедев ожидает, что позитивная динамика рынка сохранится в 2022 году, а лидером по спросу останется массовый сегмент, где могут выиграть федеральные игроки. В «Татспиртпроме» рассчитывают увеличивать отгрузки за счет расширения линеек вкусовых водок. А в Roust надеются на рост спроса в среднем и выше ценовых сегментах, в том числе за счет внутреннего туризма. В Beluga Group также делают ставку на премиальную часть бизнеса и прогнозируют укрепление своих позиций в водочной категории. Сдерживающими факторами остаются растущая инфляция, ослабление потребительского спроса и нестабильность валютных курсов, говорят представители Beluga Group и Roust.

Как отмечает Станислав Кауфман, с одной стороны, кризис и пандемия стимулируют спрос на водку в России, с другой — падение доходов и постепенное открытие границ грозят снижением продаж в среднем и премиальном сегментах. На этом фоне стоит ждать ужесточения конкуренции среди брендов экономкласса и увеличения долей крупнейших игроков за счет средних и небольших, прогнозирует он. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что водочный рынок остается стабильным последние пять лет и предпосылок для резкого изменения долей основных игроков сегодня не видно.

КоммерсантЪ