Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Когда перестанет дорожать бензин на АЗС

04.08.2023

Розничные цены на бензин всего за два месяца сумели с нуля догнать инфляцию с начала года (3,52%). Более того, по данным Росстата, они даже перегнали ее на 1,3%, а в последний месяц еженедельный прирост стоимости бензина на АЗС составлял не менее 20-30 коп.

Ожидается, что подорожание прекратится в сентябре, когда спадет сезонный спрос на бензин. Но если динамика повышения цен сохранится в августе, то к осени стоимость бензина вырастет на 6,8%. Кроме того, именно с сентября ухудшатся налоговые условия для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), что может снизить благотворное в этом случае влияние снижения спроса на цены.

В правительстве уже приняли необходимые меры: увеличены на 1% нормативы продаж топлива на бирже для крупных компаний, с 12 до 13% по бензину и с 8,5 до 9,5% по дизельному топливу, а также объявлено о будущем ограничении экспорта бензина для мелких и средних компаний. Действуют эти меры на оптовый рынок, они должны увеличить объемы предложения внутри страны. Но цены здесь росли значительно более заметно, чем в рознице, с конца прошлого года марка АИ-92 подорожала на 75%, а АИ-95 - на 61%.

Если цены в опте пойдут вниз, то и в рознице подорожание прекратится. Но пока биржевые котировки растут, а с сентября будет скорректирован демпфер (механизм выплат НПЗ из бюджета части разницы между экспортными и установленными государством индикативными ценами на топливо при его поставках на внутренний рынок). Выплаты будут снижены вдвое. За июль их совокупный размер для всех поставщиков составил 110,4 млрд руб. То есть при тех же условиях, что в июле, за сентябрь НПЗ получат только 55,2 млрд руб.

Из воздуха сумма, на которую будет уменьшен объем компенсации, не возьмется. Значит, для НПЗ это будут издержки, уменьшение прибыли или даже потери. Возместить их получится либо еще большим увеличением экспорта или ростом цен внутри страны. Экспортные возможности компаний ограничены логистикой, к тому же из-за санкций Запада российским компаниям пришлось перестраивать всю цепочку поставок и искать новых покупателей. С другой стороны, после ограничения экспорта нефтепродуктов для малых и средних компаний у больших игроков появятся некоторые новые возможности, но именно крупные компании были основными поставщиками топлива на внутренний рынок. Для увеличения экспорта и сохранения объемов поставок на внутренний рынок им придется нарастить объемы нефтепереработки, а возможности здесь у всех разные. Кроме того, против поставок топлива на внутренний рынок играет ослабление рубля.

Как отмечает директор практики финансового консалтинга Группы "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" Анна Крысина, снижение Россией добычи в рамках сделки ОПЕК+ и экспорта нефти компенсируется наращиванием экспорта нефтепродуктов, поддерживаемого падающим рублем. А так как с января рубль потерял уже более 30%, нефтеперерабатывающим компаниям выгоднее продавать нефтепродукты за рубеж, даже с дисконтом, чем предлагать их в России.

Помимо недостатка предложения на внутреннем рынке к росту цены на бензин подталкивает в общем-то позитивный для экономики России фактор - дорожающая нефть.

Экспортные цены на нефть Urals за три месяца выросли примерно на 10%, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Демпферный механизм предполагал выплаты НПЗ как раз для того, чтобы сократить разницу между экспортными и внутренними ценами и НПЗ могли поставлять на внутренний рынок топливо дешевле, чем на экспорт. А с сентября получится, что экспортные цены выросли, а выплаты сократились.

С другой стороны, не стоит и недооценивать снижение спроса после дачного сезона, считает заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. К середине сентября, как правило, начинается уже значительное падение спроса на заправках на 20-30%. Гусев уточнил, что в России существуют проблемы с логистикой - доставкой топлива до покупателя на Дальнем Востоке и в южных регионах. Сейчас у нас порядка полумиллиона тонн дизеля и такой же объем бензина находятся в пути, что также оказывает влияние на цены.

По его мнению, для снижения давления снизу на топливные цены нужно продолжать увеличивать нормативы его продаж на бирже. Кроме того, нужна корректировка нашего налогового маневра (Большой налоговый маневр - обнуление экспортной пошлины и рост налога на добычу полезных ископаемых), нужно стимулировать нефтепереработку внутри страны, чтобы компаниям было выгодно экспортировать не сырую нефть, а увеличивать объемы и глубину переработки нефти.

С точки зрения Крысиной, сдержать рост цен на бензин может укрепление рубля, что вполне ожидаемо, когда нефтяные котировки закрепились выше 80 долларов за баррель. Кроме того, уже произошедшее снижение курса рубля должно подстегнуть экспорт и в отраслях, не связанных с нефтью, что увеличит приток валютной выручки экспортеров и обеспечит рублю необходимую поддержку. Поэтому пока факторов для дальнейшего подорожания нефтепродуктов не наблюдается.

Менее оптимистичен Чернов, он считает, что поскольку с 1 сентября 2023 года и до конца 2026 года демпферные выплаты НПЗ сократятся в два раза, то нефтяники начнут закладывать это сокращение в оптовые цены заранее. Поэтому в августе розничные цены на бензин на АЗС продолжат рост. Остановить подорожание возможно лишь за счет изменения финансовой выгоды для НПЗ, например, увеличить пошлины на экспорт или допустить налоговые послабления, уточняет он.

В любом случае в сентябре рост цен на бензин должен замедлиться благодаря снижению спроса. Правда, уже с октября можно ждать начала сезонного подорожания дизельного топлива. Поэтому покой нам только снится.

Российская Газета