Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Куда правительство России тратит деньги?

18.05.2023

С марта 2022 Минфин перестал публиковать структуру госрасходов, однако через электронный бюджет (https://budget.gov.ru/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82) можно восстановить структуру, дешифруя скрытые расходы федерального бюджета.

Для общей картины лучше всего брать за основу консолидированный бюджет России (федеральные расходы + региональные (субъекты РФ) расходы + внебюджетные фонды) за исключением межбюджетных трансфертов, т.к. сальдо равно нулю. 



Диспозиция интересная. Совокупные расходы консолидированного бюджета в 2022 составили 55.1 трлн руб (треть от ВВП России), что на 17% или на 8 трлн выше 2021. В абсолютном сравнении – это рекордный рост расходов за все время, а в относительном – максимальные темпы, как минимум с 2011 года.

В структуре прироста расходов на национальную оборону пришлось 2 трлн, социальная политика – 1.8 трлн, национальная экономика – 1.1 трлн, образование – 769 млрд, ЖКХ – 641 млрд, общегосударственные расходы – 458 млрд, здравоохранение – 386 млрд, а нацбезопасность и правоохранительная деятельность – 347 млрд. В совокупности указанные направления сформировали почти 95% от прироста всех общегосударственных расходов.

▪️Самая емкая категория – социальная политика, расходы на которую составляют 17.8 трлн (пенсии, пособия, дотации, материнский капитал, монетизированные льготы и все адресные выплаты в пользу населения).

▪️Национальная экономика – 8.4 трлн (в основном дорожное строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и космос).

▪️Образование – 5.5 трлн (дошкольное образование, школы, среднее профессиональное образование, дополнительное образование и высшее образование). В эту категорию не включается наука и технологии, которые распределены в фундаментальных исследованиях в категории «общегосударственные вопросы» и в прикладных исследованиях по отраслевым категориям бюджета. 

▪️Здравоохранение – 5.5 трлн (стационарная и амбулаторная помощь по всех видах и типах поликлиник и больниц). 

▪️Оборона – 5.5 трлн и правоохранительная деятельность – 2.8 трлн.

При оценке структуры консолидированного бюджета России получается, что расходы на национальную безопасность снижаются, хотя существует ошибочное представление о том, что они доминируют над другими статьями бюджета. 



Пик расходов на правоохранительную деятельность был в 2013 году (8.5% от всех расходов консолидированного бюджета), а к 2022 доля расходов снизилась до 5.2% (самый низкий показатель, как минимум с 2011).

В структуре расходов на нацбезопасность самые значительные статьи расходов – это МВД, Росгвардия, ФСБ/ФСО, пожарные, ФСИН, пограничники и прокуратура. 

Несмотря на СВО, расходы на национальную оборону даже не показали свой максимум – 10.1% от всех расходов бюджета в 2022 по сравнению с максимумом в 12.1% в 2016 году, хотя выше средней доли расходов в 8.8% за последние 10 лет. 

Здравоохранение – средняя доля за 10 лет до 2022 составляла 9.9%, текущая доля – 10.1%, пик логично пришелся на 2020 в период COVID.

Образование – средняя доля за 10 лет 10.5%, в настоящий момент 9.9% (минимум с 2016) и есть тенденция на снижение.

Национальная экономика – средняя доля 13.8%, в 2022 – 15.2% с тенденцией на увеличение. Расходы на национальную экономику являются одним из главных драйверов роста ВВП и общеэкономической устойчивости с 2020. 

ЖКХ – средняя доля за 10 лет 3.9%, а в 2022 – 5.1% и вновь тенденция на увеличение. Какая-​то весомая часть ушла на восстановление инфраструктуры в новых регионах, но сколько? Нет ответа. 

Соцполитика пожирает треть от расходов государства, а в 2017 году показала максимум в приоритете государства (доля 37.1%), прервав сильнейший за 20 лет кризис потребительских доходов, т.к в 2015-2016 накопленное снижение доходов было сильнейшим с 1998. Сейчас тенденция на снижение соцполитики. 

С 2019 году расходы концентрируются преимущественно на экономике и инфраструктуре, включая ЖКХ (20.3% в 2022 по сравнению с 16.8% в 2018). Это и позволило сменить вектор экономического развития с затяжной деградации 2014-2017 к ограниченному, но все же росту.

С 2022 все уходит на оборону.

Как изменяются расходы консолидированного бюджета России с учетом инфляции? 



Социальная политика является самой тяжеловесной и емкой категорией госрасходов, поглощающую треть бюджета и с 2020 года расходы не поспевают за инфляцией – накопленное снижение на 3% за два года, тогда как накопленная среднегодовая инфляция составила почти 22%.

В соцполитике было несколько импульсов роста расходов – 2009, 2012, 2017 и 2020 года. Каждый раз по разным причинам, но в целом, оценивая долгосрочную тенденцию, здесь скорее правильнее говорить о компенсации инфляции. Например, с 2013 по 2022 рост расходов на соцполитику в реальном выражении составил 9% (по 1% в год в среднем).

Восстановились расходы на образование после резкого урезания в 2015-2017, но в сравнении с 2013 рост в пределах погрешности (около нуля). 

На здравоохранение расходы выросли более существенно – почти на 30% с 2013 (точка отсчета «новой посткрымской санкционной нормальности»), но естественным образом сокращаются с 2020 после экстраординарных антиковидных мер.

Сильно выделяется в лучшую сторону ЖКХ, в том числе расходы на благоустройство городов. Расходы по данной категории удвоились с 2016 года в реальном выражении. В 2022 неизвестная часть инфраструктурных расходов ушла в новые регионы, где больше всего в Мариуполь.



Достаточно существенно (на 50-55%) с 2015-2015 выросли расходы на национальную экономику и на 37% в сравнении с 2013. 

Самая «парадоксальная» категория – это нацбезопасность и правоохранительная деятельность, расходы на которую не меняются вот уже 6-7 лет в реальном выражении и упали почт на 30% с 2013! По субъективных представлениям иначе должно быть, но объективные измерения говорят о сокращении.



Расходы на оборону установили новый максимум, но лишь незначительно выше (на 5%), чем в 2016. Учитывая обстоятельства, масштаб расходов в 2022 был не столь значительный, но в 2023 расходы будут заметно выше. 

Общие госрасходы в реальном выражении выросли на 3% г/г в 2022, на 17% с 2019, на 26% с 2015-2016 и увеличились на 17% с 2013.

В рамках консолидированного бюджета России за январь-​февраль 2023 совокупные расходы составили 8.7 трлн без учета межбюджетных трансфертов, сальдо по которым образует ноль. Рост расходов по отношению к январь-​февралю 2022 составил 41% или 2.5 трлн руб. 

В структуре расходов на федеральный бюджет пришлось почти 2/3 (5.7 трлн руб). Обычно 50-52%, а по итогам 2022 федеральный бюджет имел долю 56% в консолидированном бюджете. Форсирование расходов было обусловлено активностью федерального бюджета и авансированием госзакупок в начале года. 

В структуре прироста совокупных расходов на 2.5 трлн за год почти 95% пришлось лишь на пять направлений: Министерство обороны через оборонные расходы, которые увеличились в 3.9 раза (!) за год с 525 млрд до 2036 млрд или плюс 1511 млрд руб, далее национальная экономика – плюс 54% г/г или 298 млрд руб, социальная политика – плюс 11% или 276 млрд, образование – плюс 24% или 162 млрд и здравоохранение – плюс 20% или 126 млрд. 

За январь-​февраль 2022 оборонные расходы были лишь на пятом месте по объему распределенных средств, занимая долю 8.5% в общих расходах, а в 2023 оборонные расходы на втором месте сразу после социальной политики, занимая долю 23.3%!

Не стоит экстраполировать 2 трлн за пару месяцев на весь год, т.к. значительная часть расходов  - это авансирование ВПК в начале 2023, но разумно было бы делать проекцию на 8 трлн по итогам года против 5.5 трлн в 2022 и 3.6 трлн в 2021, хотя этот параметр, вероятно, не знает даже сам Минфин (события меняются очень быстро).

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность в 2023 может составить 4.4 трлн, что заложено в прогноз (https://t.me/spydell_finance/2810) правительства.

По расходной части фактор СВО оценивается около 5 трлн сверхрасходов на нацбезопасность и оборону в соответствии с базой 2021 и инфляцией 2022-2023.

Государственные расходы можно свести в четыре укрупненные категории.



▪️Человеческий капитал – образование, здравоохранение, культура, кинематография, физическая культура и спорт.

▪️Экономика и инфраструктура – национальная экономика, ЖКХ (в том числе расходы на благоустройство городов), охрана окружающей среды.

▪️Государственный аппарат – нацбезопасность, правоохранительная деятельность, национальная оборона, СМИ и общегосударственные расходы (функционирование правительства, законодательная и исполнительная власть, судебная система, финансирование всех министерств и чиновнического аппарата, международные отношения, фундаментальные исследования и т.д).

▪️Соцрасходы – пенсии, пособия и все адресные субсидии в пользу населения. 

В оценке государственных расходов с учетом инфляции можно оценить приоритеты государства. 

С 2013 по 2019 год социальные расходы оставались на одном уровне в реальном выражении, существенно выросли в 2020 на антиковидной поддержке и вновь немного сокращаются с 2021.

Расходы на человеческий капитал снижались в реальном выражении с 2013 по 2017, существенно выросли с 2018 по 2020 и также стагнирует с нисходящей траекторией с 2021.

Расходы на экономику и инфраструктуру резко снизились с 2014 (поддержка банковской системы) по 2016, а с 2017 сформировался устойчивый восходящий тренд, где рост расходов продолжался и в 2022. 

Акцент государства на экономике и инфраструктуре выступил одним из основных стабилизирующих факторов, позволяющим вывести экономику из затяжной стагнации 2013-2017, и спасти от обрушения в 2020 и 2022.

Госаппарат не был в приоритете с 2013 по 2021 (реальные расходы сократились на 7%), но с 2022 резкий рост, который будет продолжен в 2023.

С 2023 года государственный аппарат (в основном через оборону и безопасность) будет доминировать в ущерб прочим статьям расхода, в первую очередь человеческому капитала, т.к. сжатие социальных расходов законодательно ограничено. Расходы на экономику могут продолжить рост, т.к. государство обеспечивает основные инвестиции и спрос.

Источник: E-News.su