Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Минэкономразвития порезало Свободный порт Владивостока

20.05.2015

Министерство экономического развития не согласилось со многими положениями разработанного Минвостокразвития пакета законопроектов о создании Свободного порта Владивосток (СПВ). В ходе оценки регулирующего воздействия (ОРВ) документов ведомство Алексея Улюкаева подготовило 28 замечаний к законопроектам, нивелирующих ключевые законодательные новеллы, предложенные разработчиками.

Как известно недавно законопроекты о создании свободного порта Владивосток поступили на рассмотрение в правительство РФ. Установленная законом процедура предусматривает проведение оценки регулирующего воздействия всеми профильными министерствами, одним из ключевых, конечно, является Минэкономразвития.

К тому, что его отношение, как и отношение «кровожадного» Минфина, к разработанному Минвостоком законопроекту будет критическим, на этапе общественного обсуждения предупреждали и сами разработчики. Как в воду глядели.

Первым, что бросается в глаза в ОРВ экономического ведомства — это указание разработчикам на недостатки публичного обсуждения законопроектов о «порто-франко». В чем-чем, а именно в этом Минвостокразвития вряд ли можно упрекнуть — такого широкого общественного обсуждения как проект СПВ не проходил, пожалуй, ни один законодательный акт и уж совершенно точно ни один проект так не менялся на этом этапе, как проект «порто-франко» для Владивостока. Тем не менее, не обошлось без огрехов, на которые и указало Минэкономики. Это, в частности, несвоевременное предоставление документов в ведомства с учетом поправок и предложений, поступивших в ходе общественных обсуждений, а также замечания к оформлению документов. Учитывая то, что концепция СПВ переписывалась разработчиками в режиме реального времени, что называется «на коленке», не исключено, что какие-то формальности действительно были нарушены.

Наблюдать — не увольнять

Но больше претензий у Минэкономики к содержанию самих проектов актов, прежде всего, к высшему коллегиальному управляющему органу СПВ — Наблюдательному совету, а точнее — к его основной функции — устранению избыточных или необоснованных административных практик в деятельности контрольных (надзорных) органов, осуществляющих деятельность на территории свободного порта Владивосток. Ее Минэкономразвития считает нецелесообразной.

«Особо отмечаем, что указанная норма проекта акта противоречит нормам Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, в соответствии с которым только правительство Российской Федерации руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность», — говорится в заключении ведомства.

Кроме того, не понравились министерству прописанные в законопроекте полномочия Наблюдательного совета по координации деятельности органов государственной и муниципальной власти по вопросам развития и функционирования свободного порта Владивосток.

Ведомство указывает на «установленное Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий, установленный принцип автономности и самостоятельности федеральных и региональных органов власти, а также самостоятельности полномочий органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти».

Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает необходимым исключить данные нормы из проекта акта.

Не согласны в ведомстве и с прописанными в законопроекте полномочиями наблюдательного совета увольнять виновных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих решений.

Оценщики отсылают Минвостокразвития к трудовому законодательству и также советуют исключить данные нормы.

Свободный порт без открытого неба

Не разделяют в экономическом ведомстве потуги разработчиков о режимах благоприятствования в рамках СПВ для иностранных авиакомпаний, в частности, предложение наделить правительство РФ полномочиями устанавливать перечень зарубежных авиационных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории СПВ. По этому пункту оценщики отсылают разработчиков к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, которая обязывает государство, ее подписавшее, не вступать ни в какие соглашения, которые специально предоставляют какому-либо другому государству или авиапредприятию какого-либо другого государства любую такую привилегию на исключительной основе, а также не получать любой такой исключительной привилегии от любого другого государства.

Вердикт Минэкономики — норму исключить из законопроекта.

По мнению ведомства, у разработчика отсутствуют правовые основания устанавливать особый порядок безвизового въезда через СПВ и пребывания в России иностранных граждан на любой срок, не говоря уже о предусмотренном в законопроекте семидневном сроке. Такой въезд — невозможен, если иное не предусмотрено ФЗ № 114-ФЗ, международным договором РФ или указами Президента РФ.

«Таким образом, считаем необходимым статью 18 проекта акта исключить», — констатируют оценщики Минэкономразвития.

Медицинскую репутацию нужно уточнить

Не понравилось ведомству Улюкаева прописанное в законопроекте понятие международной медицинской организации, под которой понимается иностранное юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность по праву иностранного государства в течение 10 и более лет, предоставляющий широкий комплекс качественной медицинской помощи и обладающая положительной репутаций, где такая медицинская организация зарегистрирована.

«Остается неясным, что подразумевается разработчиком под формулировкой “предоставляющий широкий комплекс качественной медицинской помощи и обладающая положительной репутацией” и с помощью каких критериев оценивается положительная репутация и наличие широкого комплекса качественной медицинской помощи», — говорится в ОРВ, а также предлагается уточнить норму.

Таможенная свобода — только в рамках Таможенного союза

Таможенное регулирование, предлагаемое проектом СПВ, также не обошлось без нареканий со стороны Минэкономики. В частности, в ОРВ отмечается недопустимость прописанных в проекте ограничений использования и размещения иностранных товаров или изготовленных на территории СПВ, а также ввезенных в РФ через него, за его пределами.

«Учитывая, что Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года указанные ограничения не предусмотрены. Считаем необходимым положения проекта акта, в части касающейся процедуры свободной таможенной зоны, привести в соответствие с Соглашением», — рекомендует Минэкономразвития.

Кроме того, ведомство предлагает увеличить срок вступления закона о СПВ в силу после его официального опубликования.

Минэкономики предлагает отсрочить вступление закона в силу на срок от шести месяцев до одного года, вместо предлагаемых Минвостокразвития трех месяцев.

«На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», — делают вывод авторы ОРВ.

Предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года.

Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития уже в конце февраля, в настоящее время он уже поступил в правительство РФ. Министерство уже получило множество конструктивных предложений к тексту законопроекта, собранных администрацией Приморского края на муниципальном и краевом уровне, а также в результате многочисленных экспертных слушаний. С учетом мнений экспертного сообщества Минвостокразвития неоднократно обновляло текст законопроекта.

Законопроект в последней редакции предполагает распространение статуса свободного порта Владивосток сразу на 13 районов и городских округов Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Шансы стать резидентами СПВ могут появиться и у уже работающего в Приморье бизнеса при выполнении ряда требований, установленных законом. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.