Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Минэнерго не прогнозирует роста цен на бензин в 2016 году

20.07.2015

Минэнерго не прогнозирует роста цен на бензин в следующем году, когда наши авто начнут заправлять только топливом пятого класса.

На случай проблем есть план, как их нейтрализовать, сообщил "Российской газете" министр энергетики Александр Новак. Говорили мы и о рисках снижения потребления российского газа в Европе, и о невероятном, как его назвали эксперты, газопроводе в Индию, строительство которого становится все более актуальным.

Позже министр энергетики встретился с журналистами и прояснил ситуацию с поставками газа на Украину. А также Новак рассказал, кто сегодня управляет нефтяными ценами на мировом рынке .

Александр Валентинович, с 2016 года Россия все-таки переходит на бензин высокого экологического класса - "Евро-5"? "Евро-4" снимут с производства? Как отреагируют на это цены? Многие волнуются, что они пойдут в рост.

Александр Новак: Удорожание бензина никак не связано с переходом на потребление более высоких экологических классов автомобильного бензина.

И наша задача, чтобы с 1 января 2016 года сохранить те темпы, которые были ранее намечены по исключению из оборота марок неэкологичных. В частности, четвертого класса. Но окончательное решение будет принято правительством этой осенью.

А преимущество "Евро-5" очевидно. Люди его почувствуют. Экология будет более здоровой - лучше станет воздух, меньше выбросов в атмосферу. Экологический класс "Евро-5" - самый высокий, где практически тысячные доли вредных веществ и примесей по сравнению с "Евро-2" или "Евро-3". Это в тысячи раз более экологичный бензин.

Все это хорошо. А дефицита бензина не будет, который как раз и может подстегнуть цены? От одной марки откажемся, а производство другой потянем?

Александр Новак: Сейчас мы в министерстве как раз производим оценку баланса автомобильного бензина на следующий год.

И в случае необходимости, если не будет хватать бензина пятого класса, не исключено принятие решения, чтобы оставить в обороте и часть четвертого класса.

Эксперты вообще советуют не зацикливаться на бензине, а сосредоточиться на альтернативных видах топлива. Запасы нефти не вечны. Большие надежды, правда, связаны с Арктикой. Но международные экологи уверяют, что добыча здесь плохо скажется на климате. Так что с Арктикой?

Александр Новак: Мы пока только активно поддерживаем геологоразведочные работы, которые проводятся на Арктическом шельфе.

Там у нас очень много неразведанных месторождений, и есть только оценка ресурсов в размере 100 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Поэтому для начала надо подтвердить запасы.

Освоение же Арктического шельфа предстоит в периоде десяти лет.

Германия в этом году значительно сократила закупки газа. ЕС давно уже движется как раз к альтернативному топливу. Как падение спроса отразится на нашей экономике? Вы анализировали новые сигналы?

Александр Новак: Безусловно, на потребление газа влияет повышение энергоэффективности, снижение энергоемкости. Тем не менее, в тех расчетах, которые делают эксперты, производят оценку потребления, мы все равно видим, что потребление газа в Европе будет расти, поскольку происходит оживление экономики. По нашим расчетам, около 100 миллиардов кубометров топлива будет дополнительно потребляться Европой.

А ее импортозависимость от газа будет расти в связи с тем, что собственная добыча на месторождениях снижается. Кстати, это одна из причин, почему сейчас снова возник вопрос о строительстве третьей и четвертой нитки газопровода объемом 55 миллиардов кубометров по "Северному потоку". Сейчас начинается проработка нового проекта, его технико-экономические обоснования.

Александр Валентинович, проект газопровода в Индию эксперты называли "невероятным". В какой стадии он сейчас находится, каких усилий потребует его реализация?

Александр Новак: Во время визита президента нашей страны в Индию в конце прошлого года, индийские партнеры предложили рассмотреть целесообразность строительства газопровода из России в Индию.

Сейчас создана специальная рабочая группа, которая занимается проработкой технико-экономического обоснования этого вопроса. В целом, мы считаем, теоретически проект возможен. Только нужно просчитать экономику, оценить все политические факторы, транзитные риски.

А что у нас с производством сжиженного природного газа, (СПГ)? Есть прогнозы, что здесь мы можем стать "впереди планеты всей"?

Александр Новак: Есть несколько проектов, которые находятся в активной стадии проработки. Один из них реализуется. Например, завод "Ямал-СПГ", откуда первый газ пойдет уже в 2017 году.

Мы на него очень рассчитываем, это более 15 миллионов тонн газа в год. Сразу Россия становится одним из крупнейших поставщиков СПГ в мире.

Что касается других проектов - Балтийский завод СПГ, заводы во Владивостоке, на Сахалине - то все эти проекты дадут увеличение доли российского СПГ на мировом рынке до 15-16 процентов в 2030-2035 года. Сейчас - менее 5 процентов.

Прямая речь

В конце прошлой недели глава минэнерго Александр Новак встретился с профильными журналистами. И высказался по темам, которые последние дни были особенно популярны в СМИ. Наш корреспондент передает слова министра с этого совещания.

Кто хозяин на мировом рынке нефти

В ходе прошедших встреч (России и ОПЕК. - Прим. "РГ") у нас наладился контакт. Мы сходимся во мнении, что нет нужды искусственно сокращать добычу нефти для повышения цен.

А сильного влияния Ирана на нефтяные цены уже не будет, потому что рынок давно все это оценил и "проглотил". Цены больше будут формироваться из уровня себестоимости сланцевой нефти, то есть той нижней планки цены, при которой добыча сланца будет казаться нормальной. Мне кажется, это планка в районе 50-65 долларов за баррель.

Сегодня мы наблюдаем, что темпы снижения количества буровых установок в США затормозились. Раньше там было около 1,6 тысячи вышек по сланцевой нефти, сейчас их количество сохраняется на уровне около 650 штук и уже не падает.

Что ждет Украину грядущей зимой

Основная цель, которую преследуют европейская и украинская сторона, - это подписать некий обязывающий протокол, аналогичный тому, который действовал в прошлый зимний период. Мы отмечаем, что если какой-то документ подписывать, то у всех в нем должны быть обязательства.

Какие в данном случае могут быть обязательства у ЕК? Дать денег для того, чтобы Украина закупила топливо для подземных хранилищ газа (ПХГ). Мы считаем, что предоставили все возможности для закачки газа, дав нормальную скидку, приведя в соответствие со скидкой цену на газ для Украины абсолютно конкурентоспособной с

То, что страна отказалась от покупки голубого топлива, обусловлено, на мой взгляд, тем, что она имеет возможность по времени не закачивать газ из России в ПХГ. У них сейчас в хранилищах примерно 12 миллиардов кубометров, то есть до необходимых 19 миллиардов остается 6,5 миллиарда.

Если она будет покупать по 100 миллионов "кубов" в сутки, то в месяц сможет закачать 3,3 миллиарда, то есть за два месяца она сможет закачать до 19 миллиардов кубометров. Отопительный сезон начинается 15 октября, значит, в августе они должны приступить к закачке. В противном случае будут риски прохождения осенне-зимнего периода.

Кому поможет налог на финансовый результат в "нефтянке"

Минэнерго подготовило проект заключения правительства на законопроект о внедрении налога на финансовый результат (НФР). Он будет на этой неделе рассматриваться законопроектной комиссией. В целом предполагается, что в Госдуме будут дорабатывать проект и выработают критерии по тем месторождениям, которые войдут в "пилоты".

Пока не найден консенсус по месторождениям, которые туда войдут. Но ведь НФР - это создание единой льготной системы. Мы посчитали, что потом ее можно распространить на 800 месторождений.

Пока ни одна компания нам не дает планов по снижению добычи. Я не ожидаю общего падения, думаю 520-525 миллионов тонн (в 2015 году. - Прим. "РГ") - это нормально. Есть риски снижения добычи в 2016 году по старым месторождениям, но мы это компенсируем ростом на месторождениях, введенных недавно, где еще идет наращивание темпов, или на тех, которые только вводим в эксплуатацию.