Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Наценки аптек выросли впервые с 2016 года

21.02.2020

По итогам 2019 года средний размер наценки на лекарства в российских аптеках вырос до 24,6%. Увеличение произошло впервые с 2016 года. Об этом свидетельствуют данные компании DSM Group, с которыми ознакомились «Известия». Рост наценок может быть связан с падением спроса на лекарства, предполагают эксперты. Однако в этом году аптеки вряд ли смогут увеличить маржу даже на фоне коронавируса: после скандала с завышением цен на маски за ними пристально наблюдает ФАС.

Цифры как в аптеке

В 2016 году аптечные наценки на лекарства в среднем составляли 25,8% от конечной стоимости, следует из информации DSM Group. Этот показатель планомерно снижался до 25,1% в 2017-м и 23,9% в 2018-м. В прошлом же году он впервые вырос до 24,6%. Самый значительный — 34,6% — размер наценки оказался на препараты, которые аналитики не отнесли ни к одной из групп. Также высокие показатели у средств для кожи (29,7%), противопаразитарных (28,1%) и лекарств от простуды (27%).

В 2019-м наценки выросли на фоне снижения спроса на медикаменты. Как писали «Известия», в прошлом году россияне купили 5,1 млрд упаковок лекарств. Это на 1,8% меньше, чем годом ранее. Падение рынка в натуральном выражении произошло впервые с 2015-го — до этого он рос в пределах 2,9–4% ежегодно. Хоть россияне и стали реже ходить в аптеки, теперь они предпочитают более дорогие препараты. Средняя взвешенная цена за пачку приобретаемого лекарства в декабре составила 220 рублей, на 10,8% превысив аналогичный показатель 2018 года. Поэтому в денежном выражении продажи препаратов в 2019-м выросли на 3%, впервые превысив 1 трлн рублей.

В следующем году ожидать роста наценок на лекарства не стоит — они останутся на уровне 24%, полагают аналитики DSM Group.

Стоит отметить, что в аптеках гораздо выше маржа на сопутствующие товары, а не на медикаменты. Тем не менее они в последние годы падают. Например, наценки на БАДы снизились с 40,7% в 2016 году до 33,1% в 2019-м, на средства по уходу за полостью рта — с 42,7 до 37,8% за тот же период, на косметику — с 41,4 до 39,5%. Почти не изменилась маржа с продажи диагностических приборов (с 33,3 до 33,7%) и барьерных контрацептивов (с 40,8 до 40,6%).

Наценки на минималках

Изменение наценок на лекарства продиктовано конкуренцией продавцов между собой и их отношениями с производителями, пояснила «Известиям» исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.

— Основной вид конкуренции для аптек — ценовая. Соответственно, несколько лет все старались работать на минимальных наценках. Это компенсировалось бонусами от производителей за большие объемы продаж. В 2019-м, когда спрос начал падать, эти бонусы уменьшились и были компенсированы увеличением наценок, — объяснила специалист.

Начиная с 2010-го наценки в аптеках многие годы снижались благодаря государственному регулированию цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП), добавила Елена Неволина.

Справка «Известий»

Под госрегулирование цен на ЖНВЛП подпадает больше 650 непатентованных наименований медикаментов из этого списка, которым соответствуют порядка 30 тыс. брендов лекарств. Перечень ежегодно пересматривается. В списке жизненно необходимых и важных лекарств на 2020 год появилось 24 новых препарата, один был исключен.

В целом наценки на лекарства в России — одни из самых низких, если сравнивать их с другими товарами массового потребления, отметил член совета Гильдии маркетологов Николас Коро. Например, одежда или в парфюмерия в рознице может продаваться по цене в разы больше закупочной.

— Население наиболее болезненно реагирует на повышение цен именно на фармрынке. Наш социум стареет, и среднестатистический гражданин ходит в аптеку всё чаще, а доходы его с выходом на пенсию снижаются. Конечно, на это реагирует исполнительная власть. Ни один рынок в нашей стране так явно не зависит от окриков госрегулирования, как фарма, — утверждает эксперт.

На фоне последних скандалов с завышением цен на маски во время вспышки нового коронавируса аптеки вряд ли смогут увеличить наценки в этом году, полагает Николас Коро.

В начале февраля после сообщений о кратном росте цен на медицинские маски президент Владимир Путин заявил, что аптеки, которые «решили нажиться», нужно лишать лицензии. По словам главы государства, если «два-три таких заведения закрыть», негативных последствий для граждан с точки зрения снабжения лекарствами не будет.

Позже ФАС выяснила, что цены завышали не сами аптеки, а их поставщики. В службе предупредили, что если выявят признаки сговора между крупными производителями и оптовиками, участники картеля будут строго наказаны.

"Известия"