Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Несвободный порт. Счетная палата раскритиковала префрежимы на Дальнем Востоке

17.02.2022

Свободный порт Владивосток пока не дает положительных эффектов для развития муниципальных образований. Такой вывод сделали в Счетной палате РФ.

По мнению Счетной палаты, эффективность оказываемых Дальнему Востоку мер поддержки ограничивают системные проблемы как в деятельности самих институтов развития, так и в механизмах функционирования префрежимов. Так, в госпрограмме развития ДФО не закреплены планируемые эффекты от деятельности институтов развития, а ключевые показатели их эффективности носят краткосрочный характер и не связаны с национальными целями развития страны и Дальнего Востока.

Кроме того, нет четкой системы целей для каждого ТОР и СПВ в отдельности, равно как и единого подхода к разработке перспективных планов их деятельности.

«На 1 декабря 2021 г. не были утверждены 5 из 22 планов ТОР, а 10 из 17 действующих планов не корректировались с даты их утверждения. Установленные в планах показатели эффективности не выполняются. При этом федеральные затраты на инфраструктуру первых 14 созданных ТОР увеличились в реальном выражении более чем в три раза. Что касается перспективного планирования в отношении Свободного порта Владивосток, то оно на данный момент вообще не предусмотрено. По нашему мнению, это может помешать ведению мониторинга эффективности налоговых расходов, обусловленных этим режимом», – предупредила аудитор Наталья Трунова.

Еще одна проблема, отмеченная Счетной палатой, – отсутствие у институтов развития согласованной политики привлечения инвесторов в ТОР и СПВ.

«В настоящее время не предусмотрено участие регионов в отборе инвестпроектов, не поставлены задачи кооперации и кластеризации предприятий. Даже внутри наиболее передовых ТОР нет задачи внедрения современных технологий и роста экспортной выручки. Перед новыми инвестпроектами, претендующими на господдержку, не поставлены задачи по обеспечению качества создаваемых рабочих мест. Причем раньше в госпрограмме ДФО такой показатель был, но затем его исключили», – сказала аудитор.

Также Счетная палата обратила внимание на постоянные корректировки объемов финансирования, которое федеральный бюджет направляет на строительство объектов инфраструктуры ТОР.

«Расходы ежегодно корректируются в зависимости от фактических трат, – констатировала Трунова. – Это говорит о невысокой степени обоснования бюджетных расходов на создание инфраструктуры ТОР. В прошлом году почти 70% расходов на эти цели было исполнено в декабре. В результате сроки ввода инфраструктуры переносятся».

Не совершенна и действующая методика мониторинга эффективности дальневосточных ТОР: в ней не установлены пороговые значения показателей, не учитываются предоставляемые резидентам отраслевые субсидии, бюджетные инвестиции и льготы по страховым взносам на обязательное социальное страхование. В связи с этим контрольное ведомство предлагает внести в методику соответствующие изменения, а также установить отсутствующие на момент проверки критерии оценки эффективности функционирования Свободного порта Владивосток.

«Развитие ТОР на следующем этапе требует учета специфики регионов, в которых они функционируют, в том числе наличия факторов, сдерживающих социальное и экономическое развитие, природно-климатические особенности, численность трудовых ресурсов, возможность их привлечения и другие», – подвела итоги Наталья Трунова.

Конкурент