Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Ожидаемая неприятность. Инфляция больше не сдерживает себя

17.03.2022

Инфляция не остывает, цены продолжают расти на 2% в неделю. С 5 по 11 марта они выросли на 2,09%, сообщил Росстат.

С начала марта — на 3,38%, а за 12 месяцев — уже на 12,54% против 10,42% неделей ранее. Столь существенный недельный рост цен (две недели подряд более 2%) — это максимум с декабря 1998 г.

И если на прошлой неделе ускорение роста цен до 2,22% с 0,45% стало неприятным сюрпризом, то на этот раз оно было ожидаемой неприятностью. Например, аналитики «ВТБ капитала» ждали инфляции 2-2,6%. Более того, за непродовольственными товарами, которые на прошлой неделе было основным драйвером инфляции, стало подтягиваться и продовольствие: оно подорожало на 1,78% после 0,83%, а фрукты и овощи — на 4,8%.

На некоторые продукты цены буквально взлетели даже по сравнению с ускорением прошлой отчетной недели. Помидоры подорожали — на 12,3%, бананы — на 11,3%, сахар-песок — на 12,8%, гречка и рис — на 2,7%, макаронные изделия — на 2%, соль — на 3%.

Но главным локомотивом инфляции остались непродовольственные товары, рост цен на которые, впрочем, замедлился с 4,52% до 3,16%. Телевизоры подорожали на 12,5%, пылесосы — на 8,4% (было примерно по 15%), легковые автомобили иностранных марок — на 6,9% (15,2%), смартфоны — на 6,5% (9,6%). Отечественные машины почти не подорожали после взрывного роста на 17%.

Сильный рост цен на медикаменты (он даже ускорился и приближается к 5%), на предметы гигиены, например, подгузники подорожали на 4,9%, туалетная бумага — на 2,8%, зубная паста — на 2,6%. Ускорился рост цен на одежду.

Данные Сбериндекса тоже фиксируют некоторое охлаждение спроса на непродовольственные товары (возможно, начинает действовать уже произошедший рост цен). В годовом выражении расходы на непродовольственные товары с 8 по 13 марта выросли на 38,9% после роста на 48,9%. В частности: на бытовую технику — на 54,6%, неделей ранее рост был почти вдвое выше; на лекарства — на 40,7% после 61,7%; на машины и запчасти к ним — на 42,2% против 84,6%.

Конкурент