Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

По-новому: Счетная палата применила усовершенствованную методику оценки госпрограмм

28.06.2022

Счетная палата проанализировала результаты реализации государственных программ за 2021 год. Анализ традиционно проводится в рамках проверки годового отчета Правительства об исполнении федерального бюджета. При этом особенностью этого года стало применение новой методики оценки госпрограмм.

«В основе новой методики – лучшая международная практика программно-целевого управления. В ходе аудита исполнения федерального бюджета мы использовали преимущественно индикаторный подход к оценке госпрограмм, эти результаты должны использоваться в дальнейшем для детального риск-ориентированного анализа их механизмов», – заявила директор Департамента исследований и методологии Счетной палаты Дарья Цыплакова. По ее словам, принципиальной новацией методики СП стал акцент не только на исполнении программ, но и на их качестве. «Это то, на какие показатели ориентированы госпрограммы, стабильность состава показателей, возможность мониторинга ситуации во времени».

«По итогам аудита Счетная палата не раз обращала внимание на низкое качество показателей госпрограмм, их постоянные корректировки, занижение плановых значений. Для оценки фактического прогресса госпрограмм качество формирования и реализацию необходимо оценивать комплексно», – пояснила Дарья Цыплакова.

Среди других особенностей подхода следует отметить следующие:

  • каждая госпрограмма оценивается по отдельным блокам, то есть в подходе нет необоснованных весовых коэффициентов при присвоении итоговых оценок;
  • результаты оценки каждого блока говорят о «болевых точках», проблемах госпрограмм - то, с чем исполнителям надо работать (например, с системой показателей, с их достижением, кассовым исполнением);
  • достижение показателей госпрограмм, по которым представлены предварительные значения к моменту сдачи отчетности, оцениваются с применением обоснованного коэффициента точности прогноза.

Один из главных выводов по итогам оценки всех госпрограмм за 2021 год – преобладание технических показателей, не отражающих конечные результаты социально-экономического развития, а также высокая доля плановых значений показателей без существенной динамики. Это приводит к тому, что фактический прогресс реализации госпрограмм, по сути, не отражается в отчетной информации.

Почти для половины госпрограмм доля показателей конечных результатов и итоговых эффектов не превышает 20% – это препятствует пониманию фактического прогресса госпрограмм.

Индикаторная оценка государственных программ является частью общей методологии аудита госпрограмм и проектов Счетной палаты. С учетом полученных результатов будут проводиться более детальные и глубокие оценки госпрограмм в рамках отдельных стратегических проверок и аудита эффективности. Их целью станет анализ причин проблем качества планирования, работы механизмов достижения результатов, а также выработка рекомендаций.

В этом году новая методика применялась впервые, в дальнейшем она будет доработана, в том числе с учетом изменения методологии формирования госпрограмм в 2022 году. Основные итоги проведенной оценки обобщены в специальном разделе заключения Счетной палаты на отчет Правительства об исполнении федерального бюджета в 2021 году.

На отдельной странице представляем выводы по отдельным госпрограммам (кроме документов с ограничительными пометками – «секретно», «совершенно секретно» и «для служебного пользования»).