Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Порты Дальнего Востока просятся в зону

24.04.2013

Правительство попытается стимулировать развитие дальневосточных морских портов через создание особых экономических зон портового типа

Администрация Приморского края в ближайшее время подаст заявку в Минэкономразвития на создание ПОЭЗ на территории морских портов Восточный и Троицы. В первом проекте заинтересован «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК Искандара МАХМУДОВА и его партнеров), владеющий крупнейшим угольным портом России ОАО «Восточный порт», во втором - группа «Сумма» Зиявудина МАГОМЕДОВА, которая хочет построить в бухте Троицы зерновой терминал в рамках совместного проекта с Объединенной зерновой компанией (ОЗК).

Восточный порт уже пытался получить статус ОЭЗ в 2008 году, но тогда ему было отказано. Сейчас у проекта появились новые лоббисты - УГМК, Global Ports (владеет ООО «Восточная стивидорная компания», работающим на территории порта) и группа «Сумма», которая хочет построить универсальный терминал на территории порта. О проекте «Суммы» в бухте Троицы было с помпой заявлено на саммите АТЭС во Владивостоке. «Сумма» договорилась о кредите с ВЭБом. Объем инвестиций в проект глава ВЭБа Владимир ДМИТРИЕВ оценил в 8 млрд рублей. Правда, пока оба проекта «Суммы» находятся на «нулевой стадии», хотя пресс-секретарь «Суммы» Дмитрий МИНЕНКО заявил «ЗР», что группа не собирается отказываться от развития в Приморье.

Досье «ЗР»

Особая, свободная или специальная экономическая зона (ОЭЗ или СЭЗ) - один из видов привлечения финансовых ресурсов в приграничные районы, представляющая собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. В соответствии с законом, на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. Для резидентов портовых ОЭЗ обнуляются налоги на имущество, землю, транспортный налог. Дополнительно региональные власти могут добавить льготу по налогу на прибыль. Иностранные товары (оборудование, сырье, стройматериалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС. Среди других преференций - выкуп земельного участка по льготной цене, строительство инфраструктуры за счет государства. Для получения статуса резидента нужно предложить профильный для зоны инвестиционный проект.

Конкурсные документы по ПОЭЗ в порту Восточный были подготовлены администрацией Приморского края совместно с местными органами власти. Концепция ПОЭЗ в Приморье и технико-экономическое обоснование ее создания были подготовлены специалистами Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ).

«Сегодня грузы из Японии, Южной Кореи, Китая и т. д., прежде чем попасть на Дальний Восток, преодолевают более 30 тыс. км, включая морскую перевозку через Суэцкий канал, доставку на европейские склады, перевозку на российские склады с дальнейшей перевозкой на восток по всей территории России. В то время как прямой маршрут составляет 1-2-3 тыс. км, - отмечает генеральный директор ОАО «ДНИИМФ», профессор Ярослав СЕМЕНИХИН. - Существующий маршрут выгоднее зарубежным логистическим компаниям. А для государства, производства и населения это убыточно: дорого и мы платим за эти услуги иностранным перевозчикам, зарубежным транспортно-логистическим компаниям и складскому бизнесу, не развивая собственный. Сегодня та доля внешнеторгового товарооборота стран АТР, которая географически тяготеет к использованию маршрутов через южное Приморье, всячески «избегает» транзита через Россию, поскольку нет инфраструктуры и соответствующего сервиса. Теряем миллиарды долларов, не зарабатывая и не развиваясь. Обороты ПОЭЗ на 2020 год могут составить более $30 млрд, из них значительная часть может быть сформирована за счет торговли, торговой логистики и складского сервиса, обороты транспортных сегментов ПОЭЗ оцениваются в млрд долларов в год. Таким образом, основная идея концепции разработанной модели ПОЭЗ построена на использовании момента, когда российский и зарубежный бизнес могут прийти в Приморье, создать и эффективно использовать необходимую не только транспортную, но, что более важно для успеха ПОЭЗ, и торгово-складскую инфраструктуру».

Ярослав Семенихин отмечает, что нынешняя концепция - это концепция приглашения. Главная идея концепции - создать необходимые условия для развития торговли, логистики и транспорта на Дальнем Востоке России. Это концепция, декларирующая потенциал развития этого бизнеса в Приморье.

«Концепция не утверждает, что Приморью нужно заняться торговлей самостоятельно, а указывает на то, что в Приморье нужно приглашать не только транспортный, но и торговый бизнес. Участие в товародвижении на два порядка «весомее» перевалки чужих грузов в портах. Расчеты показали, что в Приморье ПОЭЗ в виде порта со льготами имеет приемлемую микроэкономику, но не может развиваться. Не хватает средств на развитие транспортного окружения. Макроэкономика такого порта ущербна. Оптимистичность идеи - в убежденности в ее успехе и грандиозности. Последнее настораживает, но не утверждает несбыточности проекта. Здесь надо проявить прагматичность: продолжить активную работу с потенциальными резидентами ПОЭЗ, нужно совершенствовать законодательство, системно развивать транспортную инфраструктуру и сервис как на внутренних, так и на внешних маршрутах», - считает глава ДНИИМФ.

На Дальнем Востоке уже есть портовая ОЭЗ «Советская Гавань» в Хабаровском крае. В настоящее время уже практически решен вопрос о ее расширении до порта Ванино, в чем заинтересованы «Мечел» (контролирует ОАО «Ванинский морской торговый порт»), Геннадий ТИМЧЕНКО и Руслан БАЙСАРОВ, которые хотят строить в Ванино угольные терминалы. При этом сырьевая специализация морпорта Ванино должна остаться прежней.

Досье «ЗР»

Концепция создания ПОЭЗ на базе морского порта «Советская Гавань» предусматривает формирование многопрофильного портового, судоремонтного центра, строительство контейнерных терминалов, а также развитие переработки водно-биологических ресурсов. ПОЭЗ создается на восточном берегу залива Советская Гавань и займет площадь около 4,5 кв. км, выделенную на 49 лет - до 2059 года.

В «Совгавани» есть несколько нерешенных вопросов. Так, будут вноситься изменения в нормативную базу: пока портовые ОЭЗ можно создавать только на участках, которые имеют общую границу или объединены акваторией одного порта, причем их площадь должна составлять не более чем 50 кв. км.

Правительство Хабаровского края не исключает, что в качестве управляющей ПОЭЗ могут быть привлечены иностранные партнеры.

«Вопрос управляющей компании - принципиальный. Пока надо ограничиться собственными силами, подготовить проект (расширения портовой зоны), довести его до стадии экономической реализации. После этого правительство края готово рассмотреть предложения об участии иностранных компаний, прежде всего южнокорейской Posco», - говорил ранее заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр экономического развития и внешних связей Виктор КАЛАШНИКОВ.

В сентябре 2012 года президент южнокорейской Posco, входящей в тройку крупнейших мировых производителей стали, Чанг Джун Янг заявлял, что компания заинтересована в увеличении поставок угля с месторождений российского Дальнего Востока. В настоящее время Posco импортирует из России 2 млн тонн угля в год, при этом потребности компании оцениваются в 65 млн тонн.

Олег КЛИМЕНКО. Газета «Золотой Рог», Владивосток.