Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Приморцы избавляются от бизнеса

25.07.2022

В Приморье постепенно растет количество предложений по продаже готового бизнеса. Однако продавцы находят реальных покупателей не так часто, как в 2019 г.

«Самый серьезный спад продаж наблюдался в разгар пандемии, в 2020 г. По мере нормализации эпидемиологической обстановки рынок начал восстанавливаться, но так и не вернулся к объемам 2019 г.», – рассказывает глава брокерской компании «Капиталъ Инвест» во Владивостоке Андрей Рубан.

«Покупатель не склонен экспериментировать. Популярные категории – это автомойки, салоны красоты, пекарни, кофейни – как в столице, так и в регионах. Производственная сфера остается лидером в запросах клиентов. Тем более, по многим прогнозам, у местного производителя большие перспективы в связи с санкциями. Для кого-то кризис – это время возможностей», – рассказали в компании «Бизнес-бюро».

Упал спрос на интернет-магазины. Спад продаж переживает сегмент онлайн-образования, где франшизы типа «Лайк центр» теряют свою актуальность не только из-за кризисных явлений, но и из-за негативного информационного фона. Нередко на приморский рынок заходят «чужие» игроки.

«К примеру, аптечные сети из Сибири пытаются заходить на Дальний Восток и покупают мелкие аптеки», – рассказывает Петр Канунников, бизнес-брокер компании «Агентство 23».

При этом к традиционным рискам приобретения активов добавилась внешнеполитическая неопределенность. И теперь, вкладываясь в уже готовый бизнес, нужно помнить о сроках окупаемости.

Андрей Рубан: «Если вы покупаете бизнес за 1–2 млн руб., скорее всего, в нем многое делает собственник. Это главные подводные камни, с которыми можно столкнуться. Если бизнес стоит от 5 до 10 млн руб., там могут быть налаженные процессы, которые требуют вашего минимального участия. Но есть бизнесы даже за 300 млн руб., где роль собственника очень велика и на нем многое завязано. Этот фактор стоит обязательно учитывать: если собственник сам много участвует в операционной деятельности своего бизнеса, то такой бизнес сложнее продать, если хотите быстро продать свой бизнес, вы не должны быть в нем самым главным специалистом.

Знаю по собственному опыту. Когда-то я был директором магазина детской одежды, где управлял операционными процессами, читал умные книжки из разряда «Думай и богатей» и думал уйти в свободное плавание. Но когда стал собственником этого же магазина, «сдулся» через полтора года. Потому что все-таки у директора ограниченный функционал, а круг обязанностей собственника может оказаться намного шире. Так что уверенно в бизнесе я почувствовал себя не сразу. Пройти путь от новичка до опытного предпринимателя все равно что из «жигули» вырасти в «мерседес». Многие этого не учитывают. Если вы еще не были собственником бизнеса, но думаете, что разбираетесь, вы ошибаетесь. Если хотите купить выгодно бизнес или франшизу, обращайтесь к специалистам».

По словам экспертов, завышенные ожидания – главная проблема новичков в бизнесе.

«Если говорить про целевую аудиторию, которая только планирует заняться бизнесом и располагает ограниченными средствами, то риски велики, – напоминает Петр Канунников. – Очень редки случаи, когда продается бизнес в ценовой категории до 1 млн руб. с выстроенными бизнес-процессами, понятной финансовой моделью и понятной рентабельностью. А если он еще и автоматизирован, то это вообще редкость. Лично я предпочитаю работать с бизнесами, которые можно «оцифровать», то есть всему есть свои подтверждения в цифрах, документах. Как правило, это дорогостоящий бизнес. А когда у собственника только цифры в таблице «эксель», которые легко можно подправить, стоит быть начеку».

Иногда предприятия проходят через брокерские компании по 2–3 раза. Неудавшиеся бизнесмены, расставшись с иллюзиями, возвращаются «работать на дядю».

«Завышенные ожидания и непонимание, куда ты идешь, – констатирует Андрей Рубан. – Бывает, изначально человек вообще не хочет работать и думает, что прибыль упадет ему с неба. Помню, как на предложение показать финансовую модель компании клиент спросил: «А зачем? Да ладно, все и так понятно». Приходится объяснять, что нужно рассчитать чистую прибыль. Ведь, если вы получите 900 тыс. руб., это не значит, что они ваши. После закупок, оплаты аренды, выплат зарплат и других расходов из них может остаться 10% чистой прибыли, и это будет хорошо».

С осторожностью эксперты советуют относиться к компаниям, завязанным на иностранных поставщиков. Если владельцу стал недоступен какой-то важный импортный материал, он может схитрить и скрыть это от покупателя.

«В любом случае всегда надо запрашивать цифры и подтверждение этих цифр. Если бизнес работает вбелую, просите банковские выписки. Если вчерную, здесь уже сложнее. За таким бизнесом имеет смыл понаблюдать», – советует Петр Канунников.

КСТАТИ

В число самых дорогих организаций на «Авито» в России во II квартале 2022 г. вошли развлекательные и сельскохозяйственные предприятия. Они стоили в среднем 1 000 000 и 950 000 руб. соответственно. Замыкают тройку самых дорогостоящих предприятий компании в сфере общественного питания – их средняя стоимость составила 800 000 руб.

Производственные организации продавали в среднем за 700 000 руб. Стать владельцем бизнеса в сфере услуг и торговли можно было в среднем за 500 000 руб. Покупка строительной компании обходилась в среднем в 350 000 руб. Самым бюджетным вариантом готового бизнеса оказались интернет-магазины – приобрести их можно было в среднем за 90 000 руб.

Стать владельцем бизнеса в сфере развлечений во Владивостоке во II квартале 2022 г. можно было в среднем за 950 000 руб. Сельхозпредприятия стоили 32 000 руб., а организации в сфере общественного питания – 320 000 руб. Покупка производственного бизнеса обходилась в среднем в 250 000 руб. Бизнес в сфере услуг можно было приобрести в среднем за 250 000 руб. Средняя стоимость торговых компаний составила 490 000 руб., а строительной организации – 95 000 руб. Интернет-магазины в городе продавали в среднем за 49 900 руб.

Самые дорогие предприятия выставляли на продажу в Санкт-Петербурге и Москве. Приобрести готовый бизнес в городах можно было в среднем за 1 100 000 руб. и 1 000 000 руб. соответственно. Наиболее бюджетные варианты во II квартале можно было найти во Владивостоке и Волгограде – средняя стоимость организаций в городах составила 300 000 руб.