17.02.2022
Минсельхоз объективно не способен повлиять на положение аграриев. Издержки на производство пшеницы в 2022 году увеличатся на 18-25%, что приведет к взрывному росту цен. Основные причины - в росте цен на топливо, агрохимию и транспортировку.
Топливо
Цены на дизель, на котором работает практически вся сельхозтехника, увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,5-30% (летнее - до 24%, зимнее - до 30%).
В ряде регионов цена на дизельное топливо на автозаправках ниже, чем у оптовиков.
-На Дальнем Востоке топливо предлагается по 80 руб./л, а на заправке его стоимость составляет 60-65 руб./л.
-Рассматриваются предложения зафиксировать стоимость летнего дизельного топлива на уровне 2021 года, если его цена продолжит расти более, чем на 5%.
Агрохимия
В структуре затрат на производство пшеницы минеральные удобрения занимают 35-40%. Агрохимия кратно подорожала не только в Европе, но и в России.
-Ключевыми факторами роста цен на удобрения стали цены на природный газ, на который приходится до 80% переменных затрат при производстве, например, азотных удобрений.
-Аграрии говорят о непрозрачном ценообразовании - при себестоимости производства минеральных удобрений 3-4к, фермерам они продаются по цене 35-37к.
-Главной причиной повышения цен называют жадность поставщиков и производителей, которые взвинтили цены на фоне мирового дефицита удобрений.
-Внушительная часть агрохимии завозится из-за границы. На рост себестоимости пшеницы будут влиять сохраняющиеся проблемы с поставками из Китая. Осенью 2021 года в 1,5-2 раза выросли цены на действующие вещества для основных гербицидов и фунгицидов. Например, глифосат подорожал на 300%.
Транспортировка
Тарифы на грузоперевозки выросли на 30—35% за год. Доля логистики в стоимости пшеницы будет зависеть от особенностей региона и расстояний “до прилавка”. Кроме того, на рост цен окажет влияние подорожание запчастей для специализированной техники.
ТГ-канал «Небрехня»