Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Рассуждения о диалоге Набиуллиной и Силуанова

02.12.2021

Инфляция в России растет из-за увеличения импорта. Так Хазин прокомментировал высказывание главы Банка России Эльвиры Набиуллиной о том, что инфляцию можно понизить за два-три года.

«Почему Набиуллина считает, что те, кто ее слушает, тоже ничего не понимают в денежно-кредитной политике? Как можно говорить об инфляции, не понимая, чем эта инфляция вызвана? — поинтересовался Хазин. — В России инфляция издержек, потому что большую часть товаров народного потребления мы получаем по импорту. И если при этом мы ставку понижаем, то это стимулирует импортозамещение, и инфляция падает. Если мы [ключевую] ставку повышаем, то закрываются внутренние производства, и инфляция растет, потому что растет доля импорта. По этой причине то, что говорит Набиуллина, выглядит как тяжелый бред».

«Ситуация очень простая. Нам нужны внутренние инвестиции. Но нормальные инвестиции мы получить не можем, потому что денежно-кредитная политика Центрального банка РФ этого делать не дает. Это принципиальная позиция МВФ, который считает, что РФ нужно запретить внутренние рублевые инвестиции и что инвестиции должны быть внешними, — сказал Хазин. — Эта позиция была закреплена в рамках договоренности либералов с МВФ еще во времена Гайдара. И каждый раз, когда мы отказывались от этой позиции, у нас начинался бешеный рост. В первую очередь это времена Геращенко. Как только либералы возвращали себе контроль над денежно-кредитной политикой, экономический рост начинал падать».

Как уточнил Хазин, единственное исключение — это бешеные нефтяные цены второй половины «нулевых» годов до 2008 года.

Глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина «свято соблюдала» требования МВФ. Так Хазин прокомментировал высказывание министра финансов РФ Антона Силуанова о том, что бюджетная политика должна быть умеренно жесткой, а денежно-кредитная политика — «более-менее мягкой, адекватной».

«От Силуанова, который член правительства, требуют, чтобы он обеспечивал бюджетные инвестиции, — сказал Хазин. — Ибо, если нет частных, то должны быть бюджетные. Силуанов выступает против, потому что это потребует дефицита бюджета и это неправильно. Он не может сказать напрямую: «откажитесь от договоренности с МВФ, откажитесь от политики запрета рублевых инвестиций». Потому что он сам находится в рамках политики МВФ. Но для него личный статус и карьера важнее, чем договоренности с МВФ. И поэтому он косвенным образом пытается на это намекнуть. А вот у Набиуллиной ситуация другая — она прекрасно понимает, что в РФ у нее уже не осталось «наверху» точек поддержки, а вот в МВФ — есть. Поскольку она свято соблюдала требования МВФ».

Центральный банк РФ действует по принципу: у России не должно быть источников для внутренних инвестиций. Так Хазин прокомментировал высказывание руководителя Банка России Эльвиры Набиуллиной о том, что если в РФ будет больше программ субсидирования, помощи через бюджет, то будет чуть более жесткая денежно-кредитная политика.

«У нее такая логика: объем внутренних инвестиций должен быть ограничен. Россия не должна развиваться. Поэтому, если будут увеличиваться бюджетные инвестиции, то она будет перекрывать краник частным. Она гнет свою линию: у России не должно быть внутренних источников развития, — сказал Хазин. — В развитых странах такой ситуации в принципе быть не может. У нас денежная масса — 40% от ВВП. В ней отсутствует инвестиционная составляющая. Потому что она запрещена. В развитых странах она присутствует. И когда она присутствует, то можно с целью регулирования ситуации уменьшать ее или увеличивать. Иными словами, когда у вас есть огород, то вы можете задуматься, поливать его чуть-чуть больше или чуть-чуть меньше. А если у вас огород закатан в асфальт, то вы можете его поливать или не поливать — это не сыграет никакой роли. Так вот у нас «огород» закатан в асфальт».

Телеграм-канал «Хазин»