Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Ретейл начал импортировать товары в обход правообладателей

29.07.2022

За первые два месяца действия постановления о параллельном импорте через крупнейшую в ДФО Владивостокскую таможню предприниматели ввезли 18 тыс. тонн товаров на сумму 94 млн долларов. Среди ввезенных товаров чаще всего встречались электрические и механические машины и оборудование, автозапчасти, изделия из резины и каучука, пластмассы, черные металлы и изделия из них, а также парфюмерные и косметические средства, одежда, обувь, игрушки, спортивный инвентарь, моющие средства, мебель, краски и лаки. Как организуется доставка товаров и какие сюрпризы новая логистика может преподнести рядовому потребителю?

На самом деле все это мы уже проходили в 1990-х и в начале нулевых – тогда практически вся бытовая техника, одежда и автомобили ввозились в страну «всерую», то есть без согласования с компаниями-производителями или правообладателями. Это и называется параллельный импорт. Постановление о его легализации правительство РФ приняло

29 марта 2022 г., а в конце апреля стало известно, что Минпромторг утвердил перечень товаров и брендов, подпадающих под действие постановления. В списке для «серого» ввоза значится более 50 товарных групп: автомобили и автозапчасти ведущих производителей (около 20 компаний), бытовая техника и электроника, оборудование и механические устройства, одежда, текстиль, парфюмерия.

Демарш российских властей по легализации параллельного импорта стал ответом Москвы на санкции со стороны США и ЕС. После их введения около 300 крупных иностранных компаний, работавших на отечественном рынке, объявили о приостановке или прекращении деятельности в РФ, в том числе о сворачивании поставок продукции. А наш потребительский рынок, равно как и многие секторы экономики, по-прежнему критически зависим от импорта. Так что особого выбора у нас просто не было.

И возможностью привезти товар в Россию, «не спрашивая правообладателя», теперь пользуются все – от малых предприятий до гигантов. «Только наша компания перевезла около 230 тонн за это время. Основной объем – это автозапчасти, бытовая техника, одежда и обувь, косметика, товары народного потребления от именитых брендов и, конечно, электроника», – рассказал Алексей Печенкин, директор по развитию компании «Азия-Лог».

Новые логистические цепочки, что и было очевидно, оказались длиннее и сложнее прежних.

Виталий Дубовой, соучредитель сети магазинов «Домотехника»: «Наши магазины уже получили партию Apple и Samsung, и могу сразу успокоить покупателей: это не подделка, товары брендовые, только выпущены для других стран и доставлены в Россию путем достаточно сложной логистики, которая сейчас действительно многоходовая и дорогая. Товар везут из Европы в третьи страны, например в Казахстан, затем через Москву в Приморье.

Но в любом случае хорошо уже то, что способы доставки в рамках параллельного импорта есть, так как ниша европейского товара должна пополняться, ассортимент для потребителя необходимо представлять разноплановый. Контрафакт исключен. Я говорю о крупных компаниях, работающих в рамках закона. Таможня жестко отслеживает нелегальный ввоз, пропускает товар согласно определенному списку. Из проблемных моментов могу отметить пока только один – возможно, товар будет приходить с инструкцией на иностранном языке. Но, с другой стороны, полагаю, что любую инструкцию на родном русском можно найти сегодня в Интернете. Но пока объемы товара по параллельному, так называемому вторичному импорту небольшие, и комментировать то, «как все будет в дальнейшем», – рано».

В ДНС сказали, что тема параллельного импорта для СМИ пока закрыта. Хотя в магазинах представлены линейки товаров из санкционных стран, в чем корр. «К» убедился лично. Аккуратно комментируют и в «М.Видео-Эльдорадо»: «Для развития ассортимента «М.Видео-Эльдорадо» продолжает взаимодействовать с доступным пулом брендов, привлекает новых партнеров – производителей и дистрибьюторов, использует все законодательно доступные возможности, чтобы предоставить потребителям привычный выбор оригинальной и качественной техники от известных брендов, включая, например, электронику Apple и Samsung, игровые консоли PlayStation и Xbox. Наши товары имеют действующие сертификаты соответствия, гарантийную поддержку и отвечают российскому законодательству».

Сотрудник одной из компаний на условиях анонимности пояснил: «Такие компании, как Ozon, «Яндекс.Маркет», Wildberries и другие, на самом деле до сих пор опасаются негативных последствий от правообладателей, когда (или если) те вернутся. Логика простая: если «наши» начнут говорить о том, что продают товары, ввезенные по параллельному импорту, то впоследствии иностранные компании целиком и полностью могут отказаться от сотрудничества с ними, а это чревато сокращением контрактов и огромными потерями прибылей».

Вадим Воложанин, руководитель Московского подразделения ООО «Азия-Л»: «Если вы небольшая компания и занимаетесь параллельным импортом, руки у вас фактически развязаны. Кому вы интересны, если привозите 100 телефонов или пять машин в неделю? Это для рынка совершенно незначительные объемы. Даже если ваши выплаты заблокировать, вы найдете способ перевести деньги – через соседа, например.

То есть возможность импортировать товар вы найдете всегда. И даже если вас вынудят закрыться, вы многое не потеряете – у вас нет наработанного имени, знаменитого бренда, огромных денежных оборотов. Просто откроете новую контору и продолжите работать. И совсем другое, когда вы «мощные, видные ребята» с огромными деньгами – типа Ozon, Wildberries, «Эльдорадо», ДНС и так далее. Таким компаниям жизненно важны иностранные контракты, которые исполнятся на десятки и сотни миллионов в месяц. И если какой-нибудь Apple вдруг увидит, что российская компания ввозит ее продукцию без разрешения, через серые схемы, то ведь он может и «обидеться». А значит, вполне может «попросить» американские банки наложить на «плохого русского бизнесмена» санкции. Вот тут-то бизнес и рухнет. Поэтому такие ретейл-гиганты стараются вообще не упоминать словосочетание «параллельный импорт». Сегодня их стратегия – сидеть ниже травы, тише воды».

Пока консолидированных оценок, насколько увеличится конечная стоимость тех или иных товарных групп из-за внедрения параллельного импорта, к сожалению, нет. По версии некоторых экспертов, изменение логистических схем добавит к цене мобильных гаджетов около 25%. Но такие цифры можно ожидать лишь после того, как потоки параллельного импорта будут налажены. Пока же цена первых смартфонов, ввезенных в РФ по новым схемам, завышена на 50–100%.

Еще одна неприятность, которую несет с собой параллельный импорт, – это отсутствие фирменной гарантии на товар. Компании-производители больше не будут нести ответственность за свой продукт, прекратят его поддержку. Это уже происходит: так, авторизованные сервисные центры Apple стали отказывать покупателям в гарантийном ремонте.

Между тем еще недавно на дорогую технику предоставлялись гарантии на несколько лет. «Раньше была еще гарантия производителя, то есть завода, которая давалась на более значительные сроки – до семи лет. Очевидно, что сегодня такую гарантию никто дать не сможет», – сообщил Виталий Дубовой.

Теперь каждый сможет рассчитывать только на годовое сервисное обслуживание. «Многие крупные компании, такие как «Эльдорадо», «М.Видео», ДНС и мы в том числе, приняли решение о годовом сервисном обслуживании и обеспечиваем гарантию на товар согласно российскому закону «О защите прав потребителя». Заключены договоры с сервисными центрами, есть свои мастера, будем при необходимости принимать возвраты, ремонтировать, менять», – указывает соучредитель «Домотехники».

В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» пояснили: «Если вендор не предоставляет гарантийную поддержку, это берем на себя мы как ретейлер. Для получения гарантийного обслуживания по технике с пометкой «Гарантия продавца» клиент в течение одного года с момента передачи ему товара может обратиться с чеком и паспортом в любой магазин, дальше – все обязательства в полном объеме и взаимодействие с сервисными центрами на нашей стороне. По остальным товарам по-прежнему можно обращаться в авторизованные сервисные центры напрямую. В случае невозможности ремонта по закону покупатель сможет получить возврат денежных средств».

Сложнее обстоит ситуация с запчастями для иностранных автомобилей, спецтехники и технически сложного оборудования. «Тут не все поставщики параллельного импорта готовы брать на себя ответственность. В большинстве своем «бывшие» дилеры и дистрибьюторы пока не торопятся давать гарантию на устанавливаемые в процессе ремонта запчасти», – указал Алексей Печенкин.

Конкурент