10.08.2020
Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – центре Счетной палаты РФ, аудиторы проверили, как в 2019 году исполняли бюджет Минпросвещения и подведомственный ему Рособрнадзор.
Контрольное ведомство указало на достаточно низкое исполнение расходов федерального бюджета – 82% от предоставленных министерству ассигнований. Неизрасходованными остались свыше 37,1 млрд рублей. Такой остаток образовался преимущественно из-за несвоевременного заключения контрактов с поставщиками товаров, работ и услуг, несоблюдения сроков поставки оборудования. Кроме того, Мипросвещения неравномерно тратило средства в течение года. Почти половина кассовых расходов (81,5 млрд руб.) пришлась на IV квартал.
Также не в полном объеме освоены средства на реализацию пилотной ГП «Развитие образования» и нацпроекта «Образование». Так, из утвержденных в 2019 году на Госпрограмму 229,3 млрд рублей израсходованы меньше 198 млрд рублей или 86,3% от утвержденных сводной бюджетной росписью средств.
«Наименьшее исполнение сложилось в рамках второй подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» – только 82 %. Основной причиной низкого исполнения является неосвоение субъектами РФ межбюджетных трансфертов», – сообщил на Коллегии аудитор Дмитрий Зайцев.
«Из 100 показателей Госпрограммы по итогам 2019 года не достигнуты значения 14, пять из которых характеризуют дошкольное образование. В основном это показатели, связанные со строительством и созданием дополнительных мест в школах и прочих образовательных организациях», – отметил он.
Что касается нацпроекта «Образование», то по нему кассовое исполнение составило 91% от утвержденных ассигнований или 98,7 млрд рублей. Самый низкий уровень (83,5%) сложился по входящему в него федеральному проекту «Современная школа» из-за недостатков в работе с проектной документацией и несвоевременного заключения контрактов с генеральными подрядчиками.
Кроме того, из 38 запланированных на 2019 год показателей по федеральным проектам НП «Образование», в срок выполнены только 18. Четыре индикатора не достигнуты, в том числе один из ключевых показателей – «Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований». Методику его оценки разработал и применяет Рособрнадзор.
Для определения показателя Служба предлагает брать средневзвешенное значение результатов трех международных исследований качества подготовки обучающихся:
Счетная палата такой подход считает некорректным.
«Исследования PISA, TIMSS и PIRLS охватывают различные возрастные группы учащихся и направления их подготовки, имеют разные циклы измерения и их проведение не совпадает между собой по годам», – пояснил Дмитрий Зайцев.
Так, в мониторинге PISA участвуют только 15-летние учащиеся по направлениям математической, естественнонаучной и читательской грамотности (проводится 1 раз в 3 года);
в мониторинге TIMSS – участвуют только 4-й и 8-й классы по математическому и естественнонаучному направлениям (проводится 1 раз в 4 года);
в мониторинге PIRLS – участвует только 4-й класс по качеству чтения и понимания текста (проводится 1 раз в 5 лет).
«В связи с этим, – отметил аудитор, – для понимания места России среди ведущих стран мира по качеству общего образования представляется целесообразным рассматривать результаты каждого исследования отдельно, как это принято в международной практике, а не делать средневзвешенный показатель».