Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

СК предлагает сажать строителей финансовых пирамид на 10 лет

09.11.2012

Следственный комитет подготовил концепцию по борьбе с финансовыми пирамидами. В распоряжении «Известий» оказался текст разработанных поправок в Уголовный кодекс — по ним максимальное наказание организаторам пирамиды достигает 10 лет лишения свободы. В Следственном комитете полагают, что вводить ответственность за создание пирамид необходимо как можно скорее.

О том, что документ действительно разработан и сейчас ждет согласования главы ведомства Александра Бастрыкина, «Известиям» рассказал источник в силовых структурах. По его словам, это может произойти уже на следующей неделе, и инициативам будет дан ход в законодательные органы власти.

Как накажут комбинаторов

СК заявлял о необходимости обязать создателей финансовых пирамид регистрировать свои детища как банковские организации или лотереи. Предполагалось, что за отсутствие таких лицензий или за нарушение правил игры организаторы пирамид должны нести уголовную ответственность. В ведомстве сообщали, что занимаются разработкой поправок в УК РФ.

Согласно тексту предлагаемых поправок в УК, нарушителей будут наказывать штрафами (в размере до 1 млн рублей) и/или тюрьмой на срок до 10 лет либо исправительными работами — в зависимости от объема привлеченных у населения средств. Крупной пирамидой будет считаться собравшая с населения более 3 млн рублей, особо крупной — свыше 10 млн рублей.

Согласно материалам СК, которые есть у «Известий», в Уголовный кодекс планируется ввести ст. 172.1 УК (ст. 172 — «О незаконной банковской деятельности»). Новую статью хотят назвать «Создание финансовой пирамиды и (или) руководство ее деятельностью». Проблема в том, что, несмотря на 20-летнюю историю пирамид в России, Уголовный кодекс до настоящего момента не только не предусматривает ответственности за их организацию, но не содержит их четкого определения. Ссылаясь на опыт Карло Понци, Бернарда Мейдоффа и Сергея Мавроди, в Следственном комитете сформулировали собственное определение финансовых пирамид.

«Под финансовой пирамидой в настоящей статье понимается юридическое лицо или объединение физических лиц, привлекающее на постоянной основе денежные средства физических лиц путем обещания имущественной выгоды, если выплаты или предоставление иного имущества лицам, производившим денежные взносы, осуществляется за счет денежных средств, полученных в виде взносов от иных лиц, за исключением юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекать на постоянной основе денежные средства населения», — говорится в документе.

Сотников и десятников пока привлекать не будут

Вводить уголовное преследование в отношении так называемых десятников, сотников, тысячников и т.д. — руководителей ячеек «партнеров» пирамиды, отвечающих за привлечение новых участников, — с учетом их числа пока не будут.

— Привлечение к уголовной ответственности такого количества людей может повлечь за собой негативную общественную реакцию на деятельность государства по противодействию рассматриваемого вида преступности, — считает собеседник из СК. — По большому счету, это и не нужно: достаточно наказать идейных вдохновителей — создателей и руководителей пирамиды, и весь проект развалится сам собой.

В тексте концепции говорится, что юрлица, в отличие от «физиков», в состоянии и сами проверить добросовестность контрагента, а кроме того, риск и есть основа бизнеса. Однако юристы, вместе с «Известиями» изучившие документ, не согласны с такой формулировкой.

— Я бы не стала разграничивать физические и юридические лица, — говорит адвокат коллегии «Князев и партнеры» Марина Барабанова, отмечая, что в тексте пока еще есть и другие сырые места. Например, понятие тяжких последствий (упоминается как условие для максимальных сроков наказания) в статье не конкретизировано, что, по мнению юриста, может дать почву для злоупотреблений в силу оценочности формулировки. Но в целом с тем, что вопрос наказания для создателей финансовых пирамид назрел, она согласна, как и с более суровым наказанием, чем за мошенничество, — ведь от пирамид страдает значительно большее число людей.

Заместитель директора юридической компании «Яковлев и партнеры» Алексей Винокуров согласен, что в проекте не вполне четко прописан понятийный аппарат.

— Бывает, что формальные учредители не имеют отношения к зарегистрированной на них компании. Поэтому по предложенной СК схеме именно они могут попасть под удар, в то время как реальные организаторы пирамиды уйдут от наказания. Хорошо, что дали определение финансовой пирамиды, но следовало бы сделать то же относительно организаторов, — говорит он.

Сейчас отсутствие прямого уголовно-правового запрета на пирамиды бьет не только по карману рядовых вкладчиков, но и посягает на основы банковской системы, говорит источник в Следственном комитете.

— Люди несут деньги не в банки, которые в дальнейшем кредитуют коммерческие организации, опосредованно направляя деньги на развитие экономики, а в руки организаторов, — пояснили в Следственном комитете. По словам собеседника, опасность еще и в том, что люди, которые погорели на финансовой пирамиде, теряют доверие к финансовым институтам в целом.

«Старой бабушки рояль»

В окружении самого известого строителя пирамид Сергея Мавроди к идее СК относятся скептически.

— Еще надо было 20 лет назад эти законы вводить. Сейчас как минимум поздно и неактуально: уже всё, что можно было, случилось. Хотя хорошо, наверное, — сказал «Известиям» адвокат Мавроди Роман Табачков.

Он уверен, что в каждом законе есть свои недостатки, и в этом будут: ответственности удастся избежать в любом случае. А то, что наказание собираются дифференцировать и обрушить на головы лишь организаторов, Табачков считает неправильным.

— Это же противоречит всем нормам уголовного права — десятники, сотники также извлекали прибыль, — говорит он. — Какая разница, обманул человек 10 школьников и они потеряли по 1 тыс. рублей, или обманул человека более состоятельного на 1 млн рублей? В чем разница? Все же люди страдают. Они [десятники, сотники] такие же участники, они осознанно шли на получение прибыли, вовлекали в пирамиду.

Но в целом Табачков уверен, что Сергею Мавроди опасаться нечего.

— Когда примут новый закон, Мавроди не будет совершать преступления, он же умный человек, — полагает Табачков.

Тем временем у Мавроди уже появляются проблемы. В начале ноября стало известно, что в Новосибирске возбудили первое уголовное дело, связанное с проектом «МММ-2012» — по статье об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации. В полицию обратилось семь человек, оставшихся и без вложенных денег, и без обещанных процентов.

Известия