Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Сможет ли Приморье прожить без мигрантов?

27.10.2023

Объявив курс на повышение эффективности и производительности труда, призывая бизнес к модернизации и созданию пресловутых высокотехнологичных рабочих мест, до сегодняшнего дня власти на собственном примере демонстрировали обратное и позволяли привлекать иностранную и порой низкоквалифицированную рабочую силу. Бизнес в этой политике им ничуть не уступает. И вот Госдума предлагает полностью запретить мигрантам трудиться в больницах, школах, аптеках, такси и системе грузоперевозок. В остальных сферах долю работников-иностранцев планируется ограничить 5%. Сможет ли Приморье прожить без мигрантов?

На фоне нарастающих демографических проблем – продолжающейся убыли населения и уменьшения привлекательности рынка труда из-за ослабления рубля – неожиданная идея законодательного запрета на работу мигрантов выглядит по меньшей мере неуместной. Так считает большинство опрошенных деловым еженедельником «Конкурент» экспертов.

Почему без мигрантов не обойтись? Потому что экономика сталкивается с беспрецедентным уровнем дефицита кадров, который достиг максимальных значений за всю историю наблюдений. Так, на 1 августа 2023 г. работодателями Приморского края заявлено 46,373 тыс. вакантных рабочих мест. Причем большая часть – 69% – приходится на долю вакансий, предназначенных для рабочих профессий. Напряженность на рынке труда составила 0,2 незанятых граждан, приходящихся на одну вакансию.

Если верить СМИ, в России не хватает не только местных рабочих рук, но и мигрантов. Такие сообщения появились еще во время пандемии, когда в месяцы локдауна и удаленки многие рабочие вернулись домой. Тогда строительные компании жаловались, что буквально некому работать. Правда, до сих пор из-за отсутствия мигрантов ни одна строительная компания не разорилась. Другая волна исхода из России связана с СВО. Прошлой осенью значительная часть мигрантов рванула домой на фоне частичной мобилизации. Сейчас новый повод для тревоги – резкое ослабление рубля.

В результате кадровый голод усиливается в сфере строительства. «После падения рубля большое количество иностранцев вернулись на родину, так как зарабатывать в России им стало невыгодно», – рассказывает Алексей Безгодков, директор ООО «СЗ «Акватория».

Виктория Никифорова, коммерческий директор ООО «Слобода»: «Дефицит кадров в сфере строительства весьма ощутим, но не могу назвать его критическим: пока нас выручают специалисты ближнего и дальнего зарубежья, а также иностранные граждане КНР, так как границы с Китаем открылись. Причем речь идет об официальном трудоустройстве дипломированных специалистов. Подчеркиваю: мы не сотрудничаем с «мигрантами с улицы», мы привлекаем иностранных граждан, имеющих соответствующие дипломы».

По словам Никифоровой, нишу таких специальностей, как бетонщики, сварщики и так далее, закрывают сегодня граждане Узбекистана и Таджикистана. Если их труд запретить, в отрасли будет совсем тяжело. «Все дело в том, что мы, как работодатели, готовы трудоустраивать российских граждан и каждые три месяца делаем запрос в службы занятости, но нужных, отвечающих квалификации специалистов, мало. Когда такие появляются, мы принимаем их на работу с удовольствием, – говорит коммерческий директор ООО «Слобода». – Ведь за российских граждан в системе трудоустройства предусмотрены налоговые льготы. А в нашем регионе еще и дополнительные дальневосточные налоговые преференции, в то время как за каждого трудоустроенного мигранта мы платим налог по 1,2 тыс. руб. ежемесячно. Таким образом, работать с соотечественниками работодателю выгоднее, но по факту тех, с кем можно эффективно работать, просто не хватает».

В логистике проблема не менее серьезная. Вадим Воложанин, руководитель Московского подразделения ООО «Азия-Л»: «Вся логистическая отрасль сегодня испытывает дефицит сотрудников. В частности, не хватает сотрудников на складах, а также в сфере непосредственной транспортировки грузов, ведь большинство водителей фур и контейнеровозов, как внутри городов, так и междугородние, – это иностранные граждане. Произошел значительный отток таких специалистов, а русских водителей на все рейсы не хватает. Отсюда, в частности, и удорожание логистики. Кроме того, большое количество мигрантов работают на РЖД и частных терминалах. Сегодня и в этих сегментах кадровый голод достаточно серьезный».

Сложности и в сфере такси. Павел Стенников, руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим», рассказал, что в целом по стране у сервиса доля мигрантов всегда была маленькой, так как основными партнерами компании являются самозанятые граждане на личных автомобилях, то есть местные социализированные жители. Однако в отдельных регионах из-за социально-экономической специфики в такси мигрантов было много.

«Например, во Владивостоке их доля доходила до 45%. Теперь значительно меньше. Как следствие для пользователей такси время ожидания автомобиля и стоимость поездки увеличились. Если будет введен запрет на использование труда мигрантов в такси, Москва вытянет много водителей из регионов, в которых и так не хватает людей трудоспособного возраста, идет отток и убыль населения. А, например, в далеком от Москвы Владивостоке такси останется совсем мало, оно будет очень дорогое, недоступное большинству людей», – пояснил Стенников.

Мигранты в России ценятся по ряду причин и заменить их российскими работниками будет сложно, уверены эксперты. Вадим Воложанин: «В логистике есть условное разделение: в иерархии управленцев и офисных сотрудников трудоустроены этнически русские граждане, и здесь проблем нет. Но вот так называемый низовой уровень – это ниша мигрантов. Речь идет практически о всех сферах, где применяется физический труд, – рабочие на складах, на железной дороге, водители и так далее. Например, на рынке обслуживания грузов мигранты ценятся выше наших соотечественников. В части сортировки, маркировки, погрузо-разгрузочных работ иностранные граждане более исполнительны, более трудоспособны. Они не употребляют алкоголь, избегают конфликтных ситуаций, более покладистые».

«Поэтому людям не запрещать работать в России нужно, а отрегулировать алгоритмы миграционных процессов. Например, сейчас безвизовые иностранцы могут подать заявление на оформление патента, и цель въезда изменится автоматически. Как известно, труд мигрантов в России востребован. И сколько безучетных, нелегальных иностранцев живут и работают в стране – отследить сложно. Необходимо менять систему, контролировать цель прибытия, въезд-выезд», – рассуждает Сергей Пушкарев, руководитель ПРОО «Миграция».

С ним согласен Артем Макеев, директор автосервиса «Белизар»: «На территории России работает много мигрантов, труд которых порой незаменим, и запрещать им трудоустройство в России, с учетом безвизового въезда, бессмысленно – всегда найдутся нелегалы. Необходимо, на мой взгляд, отработать четкую систему регулировок и контроля, например, выдавать временные рабочие визы под конкретные рабочие проекты, по завершении которых иностранные граждане должны возвращаться на родину. А для тех, кто желает остаться в России, разработать многоступенчатый фильтр. Человек, который принял решение стать полноправным гражданином нашей страны, должен знать наш язык, культуру, пожить в России в статусе резидента и только затем ставить вопрос о гражданстве».

Но проблема в том, что рынок посреднических услуг по подбору и привлечению трудовых мигрантов в России в настоящее время не регулируется, что ведет к процветанию никем не контролируемых «теневых посредников». Возможности аккредитованных Рос­трудом частных агентств занятости игнорируются.

Следствием этого является широко распространенная практика оформления патентов для работы по «универсальным профессиям» (грузчики и подсобные рабочие). Фактически эти трудовые мигранты работают у юрлиц совершенно по другим профессиям, что ведет к искажению профессиональных показателей рынка труда. Постоянно увеличивается количество иностранных работников, работающих без трудовых договоров с работодателями, – с 12,068 тыс. человек (58,5%) в допандемийном 2019 г. до 19,552 тыс. человек (67,9%) в постпандемийном 2022 г. Такая же тенденция сохранилась и в первом полугодии текущего года – 8,902 тыс. человек – 66,8%.

«Большое количество мигрантов заключают «фиктивные» договоры ГПХ, оформляя патенты для работы у физических лиц, таковых сегодня 14,836 тыс. человек (51,6%), в то время как подтверждений поступило всего на 1,806 тыс. Ежегодно увеличивается количество иностранных работников, работающих без трудовых договоров с работодателями. Так, в допандемийном 2019 г. таковых насчитывалось 12,068 тыс. человек, в постпандемийном 2022 г. – 19,552 тыс. человек. Рост составил почти 10%: с 58,5% до 67,9%. Аналогичная тенденция сохранилась и в первом полугодии текущего года – 8,902 тыс. человек (66,8%). К услугам таких работников обращаются в основном предприятия малого и среднего бизнеса», – поясняет Сергей Пушкарев.

Ежегодно в режиме неформальной занятости на территории Приморья находится более 20 тыс. трудовых мигрантов из безвизовых стран СНГ, работающих по «серым» схемам привлечения трудовых мигрантов. В определенной мере сложившейся ситуации способствует и ненадлежащий контроль со стороны контролирующих органов по соблюдению работодателями миграционного, трудового и налогового права. По данным руководителя ПРОО «Миграция», за 12 месяцев 2022 г. по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ к административной ответственности было привлечено лишь 292 организации. Для сравнения: в 2021 г. было привлечено 615 организаций, а в допандемийном 2019 г. – 493.

Но даже если инициатива депутатов получит одобрение, законные способы продолжать трудовую деятельность на территории России никуда не исчезнут. «Например, законопроект не предусматривает запрет на индивидуальное предпринимательство мигрантов, находящихся на территории нашей страны на законных основаниях. В частности, к нам недавно обратился гражданин иностранного государства, которому мы помогли зарегистрироваться в качестве ИП. Это даст ему право в любом случае остаться жить и работать в РФ», – говорит Татьяна Гордош, руководитель адвокатской конторы «Гордош и партнеры» во Владивостоке. По ее словам, в России проживает огромное количество так называемых нелегалов, и на данный контингент никакие правовые регулировки не распространяются: «Большинство продолжит свою нелегальную деятельность до момента поимки и депортации».

Конкурент