Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Субсидии на снижение энерготарифов для населения выросли

24.02.2022

Правительство увеличило объем предельного платежа бизнеса за снижение тарифов на электроэнергию для населения. Максимальный объем перекрестного субсидирования вырос на 5% к уровню 2014 года, до 241 млрд руб. в год. В список субсидируемых регионов впервые попали Крым и Севастополь. В Минэнерго говорят, что объем субсидий просто приведен к реалистичным значениям. Уровень дотаций увеличен из-за слабой эффективности федеральных мер по борьбе с перекрестным субсидированием, говорят аналитики, ожидая дальнейшего роста нагрузки на бизнес.

Правительство утвердило новый предельный годовой объем перекрестного субсидирования (доплата бизнеса за снижение тарифов на электроэнергию для населения) в электросетевом комплексе. Показатель увеличился на 5,17%, до 241,2 млрд руб. в год. Соответствующие изменения в постановление правительства №1178 опубликованы на сайте pravo.gov.ru. В предыдущей версии документа от 2014 года максимальный объем субсидирования составлял 229,384 млрд руб.

В России тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством и исторически ниже экономически обоснованного уровня. Дополнительные затраты закладываются в цены на электроэнергию для промышленности.

Предельный объем перекрестного субсидирования назначается для каждого региона. Наибольший показатель установлен для Свердловской области (12,63 млрд руб.), Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (10,78 млрд руб.), Башкирии (10,4 млрд руб.), Самарской области (9,93 млрд руб.). Впервые в списке появились Крым (474,69 млн руб.) и Севастополь (153,3 млн руб.), хотя там действует дифференциация тарифов для населения в зависимости от объема потребления. Из списка лидеров по объему дотаций вышли Москва и Московская область. Показатель для Москвы — 3,35 млрд руб. (снижение на 70%), а для Московской области — 6 млрд руб. (минус 30%).

Регуляторы не могут побороть перекрестное субсидирование многие годы. Согласно стратегии развития электросетевого комплекса РФ, объем субсидирования планировалось снизить до 50 млрд руб. к 2022 году. В 2014 году правительство собиралось утвердить график снижения дотации, но документа все еще нет. Правительство не раз обсуждало увеличение тарифов для населения, но отказывалось от идеи. В конце 2021 года проблему переложили на регионы: теперь субъекты РФ имеют право самостоятельно вводить дифференциацию тарифов для населения в зависимости от объема потребления (см. «Ъ» от 22 декабря 2021 года).

В Минэнерго сообщили «Ъ», что предельный уровень перекрестного субсидирования обновлен в связи с изменением структуры потребления электроэнергии населением в субъектах РФ и «приведен к реалистичным на сегодня значениям». Причем в 55 регионах фактически зафиксировано снижение показателя на сумму в 17,9 млрд руб. относительно 2013 года. «Ъ» направил запрос в «Россети».

«ФАС работает над выравниванием объемов перекрестного субсидирования по уровням напряжения и его равномерному распределению между потребителями в регионе. Это позволит сделать прозрачным и понятным алгоритм расчета “перекрестки”, что снизит нагрузку с промышленных потребителей, но при этом не допустит рост тарифов для населения»,— заявили «Ъ» в службе.

«Рост “перекрестки” после того, как наши регуляторы берутся за ее сокращение, стал уже закономерностью. Между тем международный опыт показывает, что нет ничего сложного в том, чтобы сделать ее адресной и более полезной для экономики и общества»,— говорят в «Сообществе потребителей энергии».

Ограничение максимального уровня перекрестного субсидирования давно и повсеместно нарушается, отмечает Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. По его оценкам, общий объем субсидирования в 2021 году в целом по РФ составил 239,7 млрд руб., превысив целевой показатель примерно на 5%. Федеральное ограничение было нарушено в 21 субъекте РФ.

Общий прирост субсидирования, установленный новым постановлением, выглядит умеренным в целом по стране за счет впечатляющих достижений по сокращению показателя в экономически развитых субъектах РФ. Хотя в отдельных регионах постановление повышает уровень допустимого перекрестного субсидирования до фактически сложившегося значения. «На мой взгляд, это свидетельствует о слабой эффективности федеральных мер, направленных на сокращение перекрестного субсидирования на региональном уровне»,— заключает Сергей Сасим. По его мнению, сейчас нет предпосылок для ощутимого снижения перекрестного субсидирования и его объем будет расти.

КоммерсантЪ