Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Цены на уголь растут. Китай и Европа погружаются в энергетический кризис?

04.10.2021

Цены на энергетический уголь в 2021 году на мировых рынках продолжают расти. В конце сентября европейские генерирующие компании платят уже 137 долларов за метрическую тонну ископаемого топлива. В Азии цены еще выше. На китайском рынке тонна угля стоит 192 доллара за тонну.

Высокие цены на энергоносители: газ и уголь — уже вызвали приостановку работу некоторых предприятий в Европе и веерные отключения электроэнергии в Китае. Мир вступает в период энергетического кризиса?

Переход на зелёные технологии — причина энергетического кризиса в Европе?

Рост цен на уголь в 2021-ом можно объяснить рядом факторов. Спрос на энергоносители имеет сезонный характер: важно резервировать запасы топлива на складах, чтобы пережить зиму. Серьезным драйвером роста стало восстановление экономики после коронавирусного кризиса. «Подсобил» и главный конкурент — природный газ, цена на который, также сильно выросла. Многие потребители вынуждены были перейти на менее дорогой уголь. Вырос спрос — поднялась и цена.

Однако эти факторы либо говорят о восстановительном росте, либо носят ситуативный характер. Могли ли они стать причиной энергетического кризиса в Европе и вызвать взрывной рост цен на уголь? Ряд экспертов считает, что ключевой причиной стала несостоятельность зелёной энергетики Евросоюза и ряда других стран по снижению выбросов и постепенного отказа от ископаемого топлива.

Напомним, что в рамках «Европейского зелёного соглашения» стояла задача достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Для этого нужно снизить выбросы в атмосферу, и первым «под раздачу» попал уголь. Потребление каменного угля в ЕС с 1990 года сократилось с 400 до 150 миллионов тонн, бурого — с 700 до 250 миллионов тонн, сообщает Eurostat Statistics Explained.

Соответственно с одной стороны, сократились экспортные закупки. С другой стороны, ряд стран с развитой угольной промышленностью осознанно отказались от развития отрасли, руководствуясь соображениями зелёной энергетики. Наиболее наглядный пример — Германия, на территории которой расположен знаменитый Рурский бассейн.

Если ещё совсем недавно большинство экспертов утверждало, что уголь — это топливо прошлого, и ему отказывали в перспективах из-за ужесточения экологического законодательства, то теперь всё громче раздаются голоса о том, что переход к зелёной энергетике был преждевременным. Отказываясь от собственной разработки ископаемого топлива, страны Европы становятся уязвимы перед волатильным рынком энергоресурсов.

Показательной на этом фоне оказалась новость о том, что в Англии вновь запустили работающую на угле ТЭС West Burton A. Причина — рекордные цены на газ и снижение выработки электроэнергии ветряками. Из-за этого впервые за много лет доля угольных ТЭС в выработке электроэнергии Англии выросла — с 1,6% до 2,3%.  

Китаю дорого обошелся отказ австралийского угля

Энергокризис в Китае проходит по отличному от европейского сценарию. Хотя власти Поднебесной также заявили о построении зелёной экономики и сокращении выбросов, пока об отказе от угля речь не идёт. Однако тревожные звоночки прозвенели и для китайской экономики. По информации «Коммерсанта», совет КНР по электроэнергетике в своем заявлении от 27 сентября заявил о снижении запасов угля на некоторых ТЭС страны. Кроме этого, обсуждаются идеи повышения тарифа на электроэнергию.

Причины для дефицита топлива в Китае свои. Из-за отсутствия долгосрочных контрактов некоторые шахты остановили добычу угля. Но большинство экспертов считает, что основная причина — отказ от австралийского угля.

Напомним, что из-за политических разногласий в ноябре 2020 года власти КНР приняли решение свернуть импорт ряда товаров из Австралии. В первую очередь, речь шла о поставках угля, а это 25% всего импорта или 80 миллионов тонн в год.        

По прошествии почти года можно сделать предварительный вывод, что потери Китая в этой торговой войне оказались серьёзнее. Сложившийся дефицит не удалось перекрыть за счёт увеличения поставок из России и Индонезии.

Причины в транспортной инфраструктуре: недостаточной пропускной способности железных дорог на востоке России и дефиците балкеров для поставок морем из Индонезии. В свою очередь, как сообщает корпоративный блог компании «Мечел», австралийские угольщики смогли перестроиться на рынки Японии, Южной Кореи и Тайваня.

Украина без угля

Ситуация, близкая к катастрофической, сложилась с углём на Украине. В релизе Национальной энергетической компании «Укрэнерго» содержатся шокирующие цифры. Главный факт — то, что с 21 сентября запасы угля на складах ТЭС Украины не растут, как это и должно происходить накануне начала отопительного сезона, а сокращаются.

За период с 17 по 26 сентября поставки составили 54,2 тыс. тонн, а расход — 61,1 тыс. тонн. Всего на складах ТЭС Украины на утро 27 сентября было 776,9 тыс. тонн угля, что в 3,1 раза меньше плановых показателей, установленных графиком накопления топлива Министерства энергетики республики. Всего же для стабильного прохождения отопительного сезона Украине нужно иметь на складах около 16 миллионов тонн угля.

Собственная добыча не покрывает потребностей страны, особенно после широко известных событий, связанных с Донбассом. Кроме этого, власти Украины в своём стремлении стать частью Европы также взяли на себя обязательства по построению углеродно-нейтральной экономики. В результате страна, где угольная промышленность традиционно была сильно развита, сейчас осталась без своего топлива и вынуждена покупать его за границей.

Примечательно, что основным поставщиком угля для «незалежной» остается Россия. Из 10 миллионов тонн, которые импортировала Украина за первые шесть месяцев 2021 года, 6,7 миллионов тонн поставил северный сосед. При этом импорт угля из США за этот же период сократился на 27,6%. Пока попытки наладить поставки угля из других стран не увенчались успехом.

Очевидно, что Украина не готова к началу отопительного сезона. И если для стран Евросоюза рост цен на энергоносители, безусловно, неприятен, но не ставит под угрозу безопасное прохождение зимы, то в случае с Украиной слово «кризис» звучит куда как уместно. 

Каковы перспективы добычи угля в России?

Российская угольная промышленность отреагировала на эволюцию рынка уверенным ростом добычи. За первые шесть месяцев 2021 года было добыто 209,8 млн тонн угля, что на 8,7% больше чем за аналогичный период прошлого года. Вырос и экспорт, хотя агентство Bloomberg видит в сокращении поставок угля из России ещё одну причину роста цен на энергоноситель.

Однако здесь следует искать скорее не политическую, а коммерческую подоплеку. Экспорт угля в Азию сейчас приносит прибыли в три раза больше, чем европейское направление, сообщает ценовое агентство Argus. Неслучайно всё чаще поднимается тема о расширении пропускной способности железных дорог для экспорта российского угля в Азию.

В новых обстоятельствах Минэкономики в очередной раз скорректировало свой прогноз социально-экономического развития. Если в предыдущей версии документа говорилось о снижении добычи угля в 2022-24 годах на 11,8%, то теперь ожидается, что добыча вырастет на те же 11,8% до 445 миллионов тонн. Правда, даже в новой оптимистичной версии документа говорится, что в среднесрочной перспективе тенденции по снижению потребления угля в мире сохранятся.

С этим согласен и эксперт Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин. Комментируя «Коммерсанту» ситуацию на рынке угля, он предрёк, что высокие цены на уголь продержатся до начала второго квартала 2022 года. После того, как ажиотаж уляжется, на сцену снова выйдут факторы экологических ограничений и общего курса на декарбонизацию во многих странах мира.

К этому стоит добавить, что этот энергетический кризис, напротив, может стать толчком к развитию альтернативных источников энергии в странах-импортёрах ископаемого топлива. Пусть страны Европы сейчас и возвращаются к углю, но, когда кризис будет позади, они в стремлении обрести энергетическую безопасность могут даже увеличить инвестиции в альтернативную энергетику, чтобы больше не зависеть так сильно от колебаний рынка углеводородов.

С большой долей вероятности такую же политику будет проводить и Китай. Можно надеяться, что «жирные года» для угольной отрасли затянутся, но о твёрдой уверенности говорить не приходится.

Сетевое издание dprom.online

Далекая окраина