Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Цифровая система контроля по НДС породила новые механизмы злоупотребления правом

02.04.2019

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – центре Счетной палаты РФ, за несколько последних лет в администрировании НДС произошли значительные изменения. Начиная с 2015 года введено обязательное электронное декларирование. В налоговую декларацию по НДС были погружены данные обо всех транзакциях покупки и продажи. Это дало возможность создать систему* по автоматизированному выявлению всех расхождений в цепочке формирования добавленной стоимости. Такая идентификация уклонения от налогообложения и адресный контроль повлияли на рост поступлений налога в бюджет. В целом, с момента ввода АСК НДС-2 собираемость НДС в среднем росла более чем на 13% в год и составила в 2018 году 3 761 млрд рублей.

При этом цифровая система контроля по НДС породила новые механизмы злоупотребления правом. Так, Счетная палата в результате проведенной проверки** выявила несколько слабых мест в системе администрирования налога на добавленную стоимость.

В частности, проверка показала, что после введения с 2014 года обязанности электронной подачи декларации по НДС, некоторые налогоплательщики обернули в свою пользу возможность ее корректировки. С одной стороны, этот инструмент позволяет оперативно представить уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок, с другой стороны, он сам стал инструментом мошеннической схемы по снижению налоговых обязательств.

Появилась новая схема - так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 – уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности», - пояснил схему аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. И добавил, что в соответствии с действующим порядком, установленным Налоговой службой, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей.

В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание на то, что налоговые органы г. Москвы часто не штрафуют руководителей и главных бухгалтеров компаний за предоставление декларации по НДС позже установленного срока – после 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причина – экономическая нецелесообразность: максимальная сумма штрафа – 500 рублей, а затраты государства с учетом судебных издержек – 2,5 тыс. рублей. «Предлагаем Правительству рассмотреть этот вопрос», - отметил Сергей Штогрин.

По словам заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Егорова, ФНС собирается это исправить: «Мы отработаем ситуацию, создадим сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать». Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС, безусловно, является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств. «Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня – 0,86%», - отметил Даниил Егоров.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и в Федеральную налоговую службу, представления Счетной палаты –  руководителю УФНС России по г. Москве и начальникам ИФНС России № 1 и № 7 по г. Москве. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

*Налоговый разрыв выявляется налоговыми органами посредством использования автоматизированной системы контроля НДС-2 (АСК НДС-2)

**«Проверка администрирования налога на добавленную стоимость налоговыми органами (включая вопросы экспортных, импортных операций, урегулирования задолженности) и их взаимодействия с таможенными органами в 2015-2017 годах и истекшем периоде 2018 года».

Далекая окраина