Как коронавирус меняет сферу культуры
Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Как коронавирус меняет сферу культуры

24.09.2020

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – центре Счетной палаты РФ, по оценкам ЮНЕСКО, капитализация мировой культуры составляет 2,25 трлн долларов США. Всего в отрасли занято почти 30 млн человек. В новом выпуске дайджеста рассказываем, какие меры предпринимали в разных странах, чтобы поддержать эту сферу экономики в период эпидемии, а также о том, как артисты научились репетировать онлайн, а музыканты – выступать перед пустым залом.

Антракт или уже занавес?

Согласно исследованию ЮНЕСКО и Международного совета музеев, более 10% музеев может никогда не открыться вновь после окончания пандемии. Учреждения культуры по всему миру понесли миллионные финансовые потери, а сотни тысяч артистов остались без работы и возможностей для творческого и профессионального развития.

Из-за пандемии Большой театр не получит от продажи билетов свыше 850 млн рублей запланированных доходов. На это повлияет отмена гастролей в Америке, Японии и в Европе. Суммарно театр не получит свыше миллиарда рублей, которые рассчитывал заработать в 2020 году.

В связи с прекращением выступлений канадский Cirque du Soleil оказался на грани банкротства. Отмечается, что цирку пришлось уволить около 3,5 тысяч сотрудников – 95% штата. В компании надеются снова нанять значительную часть уволенных сотрудников по мере возобновления деятельности.

Музей искусства «Метрополитен» в Нью-Йорке оценил возможное общее сокращение выручки в 100 млн долларов США, а также анонсировал серьезные сокращения сотрудников. Как отмечает The New York Times, «не стоит забывать, что сфера культуры представляет из себя большой бизнес, живущий по рыночным законам».

Красота на расстоянии

Ограничительные меры, связанные с распространением COVID-19, привели к остановке реставрационных работ.

Во Франции восстановление пострадавшего от пожара Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) было приостановлено на полтора месяца из-за пандемии COVID-19. Восстановительные работы продолжились с меньшим количеством рабочих: 50 человек вместо 170. Тем не менее, власти по-прежнему рассчитывают завершить восстановление к 2024 году.

В Испании 13 марта 2020 года было решено прекратить строительные работы и посещение храма Святого Семейства (Саграда Фамилия). 25 июля 2020 года он вновь был открыт для всех желающих (ранее его могли посещать только медики городских больниц, сотрудники правоохранительных органов и их родственники).

Музей на диване

Пандемия позволила людям, не выходя из дома, прикоснуться к таким объектам мирового культурного наследия, которые были для них ранее недоступны по финансовым соображениям или в силу физических ограничений. Руководство культурных объектов было вынуждено выходить на альтернативные цифровые площадки, проводить онлайн-экскурсии, применять технологии виртуальной реальности.

27 марта 2020 года Большой театр впервые в истории начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей собственного «золотого фонда». Трансляции проходили на официальном YouTube-канале Большого театра без географических ограничений. Первые шесть онлайн-показов собрали около 3 млн пользователей из 134 стран. Общее количество просмотров по состоянию на 13 апреля 2020 года составило 6,5 млн.

Французский музей Лувр, который является наиболее посещаемым в мире (9,3 млн посетителей в год), благодаря проведению онлайн-выставок столкнулся с четырехкратным увеличением онлайн-подключений, число которых возросло до 400 тысяч в день.

Миланский оперный театр «Ла Скала» готовился принять участие в проекте Google не первый год, однако ускорил процесс с началом пандемии. С помощью сервиса была организована виртуальная экскурсия по помещениям театра, а музыканты и артисты исполнили отрывок из оперы Верди в удаленном формате по видеосвязи каждый из своего дома.

Поддержка правительства

Правительства по всему миру объявили об общих пакетах мер поддержки через свои министерства или специализированные ведомства. Кроме того, многие из них обращались за помощью к гражданам, объявляли поиск идей и стартапов, проводили конкурсы и выделяли гранты молодым талантам.

В США на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях организации гражданского общества сформировали фонды для поддержки искусств, ремесел, музыки и литературы. Медиакомпания Netflix направила 100 млн долларов США на поддержку работников аудиовизуального сектора.

Некоторые страны предоставляли льготные кредиты работникам культуры: на эти цели Испания выделила 11 млн долл. США, а Республика Корея – 2,5 млн долл. США.

В Ирландии, Люксембурге, Мексике, Польше, Франции и Швейцарии независимым деятелям искусств предоставляются социальные выплаты, а Новая Зеландия выделила 9,6 млн долл. США на поддержку художников и ассоциаций работников культуры.

ВОА не остаются в стороне

Государственная поддержка учреждений в области культуры, а также независимых деятелей искусств требует тщательного контроля со стороны высших органов аудита. При этом, проводя в реальном времени аудит мер правительства, ВОА должны оценивать в том числе стратегическое значение сохранения культуры, а также ее влияние на устойчивость общества.

В апреле 2020 года ВОА Австрии опубликовал обзор серии проверок в области культуры, искусства и СМИ. Особое внимание сотрудники ВОА уделили аудиту деятельности Венской государственной оперы. С 2013 года реализуется проект по трансляции спектаклей Венской оперы онлайн. В течение 2014–2015 годов расходы на организацию трансляции составили 413 тыс. евро, а доходы от трансляции за указанный период достигли лишь 81 тыс. евро. Была отмечена неэффективность данного направления деятельности театра.

В период пандемии завершилась работа над отчетами по итогам параллельной проверки двустороннего сотрудничества в области культуры, науки и образования, которую проводили в 2019–2020 годах ВОА России и Словении.

В ВОА Бразилии открыт Культурный центр, в котором регулярно проводятся тематические выставки. В связи с пандемией COVID-19 выставочное пространство было закрыто для посещения, поэтому ВОА запустил виртуальную выставку, которая за счет интерактивного контента позволяет посетителям ознакомиться с представленной информацией даже более детально, чем в условиях реальной экспозиции.

С полной версией дайджеста можно ознакомиться по ссылке.

Далекая окраина

Комментарии

Добавить новый комментарий