Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Почему у российских пешеходов никак не войдут в моду "отражалки"-фликеры

13.11.2019

В одном черном-черном городе, черным-черным вечером, из черных-черных кустов в черной-черной куртке и с черной-черной палкой вышла черная-черная бабушка. Прямо на черную-черную проезжую часть!..

Пожалуйста, не рассказывайте эту страшилку на ночь автомобилистам. Они будут скрипеть во сне зубами, кричать нецензурно-жалобное, а правой ногой - рефлекторно жать на тормоз. Потому что это не страшилка, а самый настоящий ежедневный кошмар для каждого, кто садится за руль в темное время суток. Будь он трижды осторожен, обладай почетным званием Зоркий Глаз, имей хоть тридцать лет водительского стажа - рано или поздно и к нему под колеса сунется черная-черная бабушка. Или отрок во Вселенной, подобный черной дыре в ней же - на самокате, в одежде цвета подростковой депрессии. Или мужик в облезлой темной куртке с такой же сумкой. Ни блика, ни огонька, Малевич с его квадратом на заслуженном отдыхе. Счастье, если и у водителя, и у ангела-хранителя этого пешехода окажется одинаково быстрая реакция. А если нет?

На самом деле все очень просто. Как пять квадратных сантиметров светоотражающей пленки, как рулончик такого же скотча, как маленький бликующий брелок или колечко на сумке. Фликер, катафот, отражатель, световозвращающий элемент - назови эту штуковину как хочешь. Только ради бога, надень сам, нацепи на ребенка и его коляску или самокат, уговори надеть пожилых родителей. И тогда метров за сто или больше свет фар выхватит из темноты яркое движущееся пятнышко. И машина затормозит. А эта бабушка или ребенок или ты сам - останешься жив и здоров. Только и всего.

Водителей уже обязали возить с собой жилет с отражателями и без него на трассе ночью из машины не выходить. А пешеходам по-прежнему все нипочем. Они скользят по улицам, незаметные, как ниндзя или самолет с системой "стелс". Выскакивают из кустов на дорогу. Во дворе сливаются с сумраком. Хотя купить отражатели на любой вкус можно теперь где угодно - от детского отдела "ИКЕА" до строительных магазинов, от демократичного Fix Price до дорогих бутиков с разной люкс-канцелярией.

Есть шнурки, брелоки, наклейки, кисточки, медвежата, ленточки, карабины, булавки, браслеты… Можно обернуть бабушкину палку несколькими витками светоотражающего скотча. Имидж не страдает - все эти штуковины совсем не обязательно "кислотного" цвета, они оживают только в свете фар. Так происходит, к примеру, на улицах соседней Белоруссии. В этой республике граждан сначала стали штрафовать, если в темное время они появлялись на дороге без отражателей. Потом вступил в дело здравый смысл и сознательность: люди все-таки себе не враги, своим детям и родителям - тем более. Катафоты пошли в народ. В Литве и других прибалтийских странах даже модницы считают вполне нормальным прицепить пружинистое колечко-фликер на дорогую сумку. Но самое главное - люди не пытаются "назло врагам себе ноги переломать" и не спорят, когда их просят позаботиться о собственной безопасности. У нас же пока даже в интернет-дискуссиях на эти темы обязательно начинается крик: "Кто они такие, чтобы нас заставлять? Пусть только попробуют!" Впрочем, так же было и когда водителей обязали перевозить детей в машине только пристегнутыми и в специальных креслах. Постепенно привыкли. Ценой скольких жизней и здоровья - другой вопрос. И остается только просить - пожалуйста, дорогие пешеходы. Ну хоть как-то выделитесь на дороге. Не сливайтесь с пейзажем, водитель не кошка, в темноте вас не видит. Купите фликер родителям и уговорите их его носить. То же самое - с детьми. Подросткам можно, наоборот, категорически запретить "вешать на себя всякую ерунду" - тогда они с гарантией нацепят эти отражатели даже на уши.

В Литве и других прибалтийских странах даже модницы считают вполне нормальным прицепить пружинистое колечко-фликер на дорогую сумку или обшлаг норковой шубки

Автор этих строк пару часов назад в сердцах пообещала очередной черной-черной бабушке, которая внезапно выпрыгнула в свет фар из тьмы: "Я вас в следующий раз звездочкой на капоте отмечу, как сбитый фашистский "мессер"!" Это невежливо, да. Но я испугалась. А бабушка, что обидно, нет. Бессмертная, наверное.

Месяц ночных наездов

По статистике ГИБДД, октябрь самый опасный месяц года для пешеходов в темное время суток.

Судите сами. Всего за 9 месяцев этого года в России зафиксировано 36 658 наездов на пешеходов. В них погибло 3600 человек. Тяжесть последствий, то есть соотношение числа погибших к пострадавшим, составила 9,5. В тоже время 13 590 наездов произошло в темное время суток. В них погибло 2374 человека. Тяжесть последствий выросла почти вдвое и составила 16,6.

Получается, что каждый третий наезд на пешехода происходит именно в темное время суток.

В октябре же соотношение меняется в худшую сторону. В прошедшем месяце в темное время суток в России было совершенно 2818 наездов на пешеходов. В них погибло 467 человек. То есть на темное время суток приходится уже каждый второй наезд. А из пяти погибших в них людей 4 были сбиты в темноте.

Объяснение этому очень простое. Рано темнеет, а люди еще не адаптировались под новые условия.

Понятно, что водители должны быть максимально внимательны. Но пешеходам самим стоит позаботиться о собственной безопасности. И это не сложно. Нужно просто стать заметней на дороге.

К сожалению, правила дорожного движения требуют обязательного ношения световозвращающих элементов в темное время суток только вне населенных пунктов. Как будто в деревнях и городах на дорогах светлее.

За отсутствие фликеров за городом ночью пешехода могут и оштрафовать. Хотя, конечно, это редкость. Ведь пешехода сначала надо поймать, а потом еще установить его личность. Слишком много времени уходит на это.

Возможно, стоит все-таки обязать пешеходов носить световозвращающие элементы или хотя бы просто светить фонариком при переходе дороги в темное время суток везде без исключений. Глядишь и наездов станет меньше.

А пешеходам по-прежнему все нипочем. Они скользят по улицам, незаметные, как ниндзя или самолет с системой "стелс"

Еще одна беда на дорогах - курьеры на велосипедах. Как правило, они тоже не выделяются ничем в темное время суток, так еще и ездят быстро. Примечательно, что из правил ушло требование по оснащению велосипедов световозвращающими элементами или фонарями. А было бы разумно его прописать.

Напомним, пешеход в черной одежде вообще не виден в ближнем свете фар. В белой его можно заметить на расстоянии 55 метров. Этого с трудом хватит, чтобы остановить машину на сухом асфальте со скорости 60 км/ч. При использовании световозвращающих элементов видимость увеличивается до 130 метров. А если их разместить в нижней части тела, то видимость увеличится до 400 метров.

А как у них

С 2004 года законы Италии обязывают водителей при неожиданной поломке автомобиля, если такая ситуация возникла за городом в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, надевать куртку, жилет или жилет-накидку со световозвращающими материалами. За нарушение нормативов на Апеннинах предусмотрен штраф от 34 до 138 евро.

Несмотря на то что число аварий в темное время суток в стране растет с каждым годом, единственная категория пешеходов, на которых власти умудрились надеть специальные одежды, как ни странно, "жрицы любви", обитающие на трассе Милан - Кремона и нередко создающие на дороге аварийную ситуацию. Девушки, которые будут замечены без светоотражающих жилетов и брюк на главной дороге в Милан на севере Италии, будут наказываться штрафами до 500 евро. А те, кто решит повторить нарушение, и вовсе рискуют быть задержанными полицией.

Тем не менее не забывают в Италии о безопасности традиционных пешеходов. Власти города Больцано, что на севере Италии, установили на городских столбах гигантские "подушки безопасности" цвета фуксия для тех, кто при ходьбе, не обращая внимания на препятствия, продолжает с упоением смотреть в экран своего гаджета.

Во Франции светоотражатели обязательны. Правда, только для мотоциклистов, а конкретнее для их шлемов. По существующему положению таких наклеек должно быть четыре. Соответственно, две по бокам и две - сзади и спереди. Площадь каждой из них - не менее 12 кв. см. Тех, кто этим правилом пренебрегает, ждет штраф в 135 евро.

Что касается жилетов с рефлектирующими желтыми или светло-зелеными полосами, то без них по действующим в ЕС, а, значит, и во Франции законам ни один автомобилист не должен в случае аварии на трассе или какой-либо поломки выходить из машины. Идентичный жилет должен на себя также надеть велосипедист, если решился на поездку вне города по департаментским и прочим местным дорогам, особенно с наступлением темноты.

Французские страховые общества иногда проводят кампании, активно агитируя население не пренебрегать светоотражателями. Страховщиков понять можно: за травмы, а тем более гибель клиентов, им приходится выплачивать огромные суммы по страховым полисам.

Российская Газета

Интервью

Посол КНР в РФ: Китай шире распахнет двери российскому бизнесу
Анатолий Антонов: американцы нас постоянно обманывают
Интервью Путина журналисту Киселеву
Галина Изотова: в 2023 году Счетная палата выявила нарушения на 2,1 трлн рублей
Интервью Путина Павлу Зарубину
Другие интервью