Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

«Их просто не успеют вывезти». Автодилеры оценили запрет Японии

01.08.2023

После объявления о запрете с 9 августа экспорта из Японии автомобилей с бензиновыми или дизельными моторами объемом более 1,9 литра, а также с любыми гибридными силовыми установками, спрос на машины в Приморье стал крайне высоким. Игроки рынка сравнивают ситуацию с ажиотажем в продажах год назад, когда была объявлена СВО.

«Мы уже продали все, что было в наличии, по стоимости дороже той, на которую рассчитывали изначально», – говорит Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит».

По словам игроков рынка, высокий спрос буквально за несколько дней взвинтил стоимость автомобилей, которые попадают под санкции, – они увеличились в среднем на 300–600 тыс., в зависимости от первоначальной цены. И это, скорее всего, еще не предел.

Артем Макеев, директор автосервиса «Белизар»: «Очевидно: рост цен неизбежен. Большинство используют момент для извлечения максимальной прибыли на пике роста стоимости автомобилей».

Понимая возможные перспективы, автодилеры озадачены единственной ключевой проблемой: как успеть доставить купленные в Японии машины до наступления «часа икс»? Большая часть заказывалась под покупателя, но немалая доля авто была запланирована для пополнения автопарка компаний – чтобы выставить их на продажу.

Максим Башков, партнер автосервиса «Белизар»: «Остается главный вопрос: что делать с автомобилями, которые уже приобретены на японских аукционах? Ведь после 9 августа вывезти в Россию их будет невозможно, а сроки, которые нам «предоставила» Япония для решения проблемы, слишком короткие».

Многие машины останутся на территории Страны восходящего солнца, их просто не успеют транспортировать на территорию РФ. «Сколько машин можно успеть вывезти за неделю? Пару-тройку партий? Какой в этом смысл?» – рассуждает Антон Манкевич, старший менеджер компании Hot Car. По его словам, паника, охватившая дилеров, привела к очереди на грузовые операции и – как итог – к росту стоимости фрахта. «В любом случае, те машины, которые «застрянут» в Японии, можно будет реализовать через аукционы в другие страны. Правда, цены там будут уже другие», – поясняет он. Впрочем, если сумеют выгодно перепродать.

Это обычная практика. Последний раз таким методом дилеры пользовались в марте–апреле прошлого года, когда плавали курсы валют. Клиент покупал автомобиль, предполагая, во сколько он обойдется после таможенной очистки в России. А потом оказывалось, что нужно доплатить неоправданно много. Если отказывался от машины, то терял предоплату. Если соглашался на приобретение другого автомобиля, то нес иные расходы.

В любом случае усложнившиеся правила плюс индексация утилизационного сбора приведет к еще одному повышению цен на автомобили. По предварительной оценке, дополнительная прибавка составит 300–500 тыс. руб. «В этой связи коллеги, конечно, стараются завезти до 9 августа в Россию максимальное количество авто, прекрасно понимая ту сверхприбыль от продаж, которую получат на родине», – уверен Антон Манкевич.

Вопрос в том, что делать с клиентами, которые уже заплатили за автомобиль по предзаказу и которые вполне могут остаться без него? На него ответить никто из опрошенных специалистов так и не смог. «Лично мы пока не готовы озвучить решение по поводу возврата денег клиентам, оплатившим покупку авто. В компании идет обсуждение механизма купирования данной проблемы», – сказал один из игроков рынка.

Конкурент