Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

"Белым халатам" не будет места в рекламе

14.01.2013

В Госдуме придумали поправки, призванные защитить граждан от шарлатанства в рекламе медицинских услуг и товаров, сообщает "РБК daily". Депутаты Игорь Лебедев и Ярослав Нилов внесли законопроект, который запрещает использовать в рекламе ссылки на рекомендации различных профессиональных ассоциаций и показывать мнение людей в «белых халатах», представляющихся экспертами и профессорами. Парламентарии считают, что это вводит в заблуждение потребителей, особенно людей пожилого возраста, и заставляет покупать недоброкачественную медицинскую продукцию.

«Если посмотреть рекламу по телевидению, то какой медикамент ни рекламируют, везде написано: рекомендовано, допустим, Союзом педиатров России или любой другой ассоциацией, — пояснил РБК daily суть инициативы Ярослав Нилов. — Хотя неизвестно, что это за ассоциация, существует ли она вообще и какие исследования проводила». Та же ситуация и с появлением в кадре «опытных стоматологов, которые доверяют этой зубной пасте уже 20 лет», хотя неизвестно, держал ли актер хоть раз в руках бормашину.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что реклама стимулирует чрезмерное употребление ненужных, а иногда и вредных лекарств. Специалисты даже ввели для этого отдельный термин — «медикализация», под которым понимается также навязывание дорогостоящих процедур и лекарств. Депутаты приводят оценки экспертов, по которым 70% новинок аптечного рынка ничем не отличаются по своим терапевтическим свойствам от уже существующих аналогов, но стоят дороже. «Как представляется, не последнюю роль в этом «медицинском прессинге» играют представители медицины, задействованные в рекламных материалах», — говорится в пояснительной записке.

Ограничения на использование рекомендаций различных организаций и специалистов, с указанием их профессиональной принадлежности, предлагается распространить не только на рекламу медицинских услуг и товаров, но и на рекламу финансовых и бытовых услуг, оказание которых связано с опасностью для жизни и здоровья граждан.

Уже сейчас в рекламе запрещено использовать рекомендации органов власти и должностных лиц, а также показывать образы медицинских работников. Новые запреты ни к чему не приведут ни для бизнеса, ни для потребителей, считает директор по исследованиям и консалтингу «Фарм­эксперта» Николай Беспалов. «Есть категория доверчивых потребителей, которые, увидев человека в белом халате, посчитают, что в рекламе предлагают что-то стоящее, но их мало, — пояснил эксперт РБК daily. — Фармацевтический рынок уже пережил запрет на использование образа врача в рекламе — просто нашли другие способы продвигать лекарственные препараты, здесь будет то же самое».

Тем не менее авторы законопроекта считают, что реклама является опасным для человека раздражителем и ее технологии носят манипулятивный характер. «Недобросовестная реклама является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на ценностные основы безопасности личности в условиях российской модернизации», — говорится в пояснительной записке