Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Чьи в Сети «моськи»?

01.08.2014

Второй год в Приморском сегменте глобальной сети Интернет действует ресурс Проприморье (proprimorye.com), а в начале года нынешнего к нему «в подмогу» подключился и второй ресурс, Примдей (primday.com). На обоих этих ресурсах – без каких-либо данных об их принадлежности к какому-либо юридическому или физическому лицу – размещались и размещаются тексты, жанр которых претендует на политическую сатиру, но крепко сдобренную т.н. «пиаром», просвечивающим сквозь все потуги авторского коллектива на объективность и беспристрастность. И если на ПроПриморье хотя бы более успешно делали вид, что «мочат» всех без разбору – краевую и городскую администрации, депутатов ЗС ПК и думы Владивостока, бизнесменов и даже законодателей федерального уровня, не говоря уже о чиновниках рангом пониже, то на Примдей с первых же дней вполне откровенно просвечивала анти-губернаторская тематика.

Впрочем, и на ПроПриморье было заметно, что главу администрации города Владивостока Игоря Пушкарева если и «мочат», то не очень уж «мокро», так нежно и любя, чтобы невзначай не обидеть. А на ресурсе Примдей делам и делишкам городской администрации и думы вообще места не нашлось – все внимание сконцентрировано на «белом доме», из чего наблюдатели делают вывод, что тональность этому «инструменту» задает «камертон» из «серого дома».

Но выводы даже самых опытных наблюдателей, экспертов в своем деле, без доказательств – лишь предположения. А за доказательствами никто особо и не гнался, как никто не ловил «неуловимого Джо» в бородатом анекдоте. Но все же нашелся досужий эксперт – в лице молодой политической активистки Майи Шалуновой – что взял на себя труд добыть доказательства очевидных вещей. И Шалунова, подойдя к делу ответственно, вполне в нем преуспела: выяснила, что интернет-хостинг и доменные имена вышеуказанных ресурсов еще в конце 2012 года был зарегистрированы на Романа Карманова.

А это – не кто иной, как известный еще в недавнем прошлом журналист и издатель, что стоял у истоков РИА Дейта, дальневосточного выпуска газеты «Коммерсантъ» и издательской группы «Бизнес-Кейс». Включавшей в себя рекламную, типа, газету «Миллионка», глянцевый журнал «Шеф» (в нерусской транскрипции написания этого слова), а также франчайзинговые договоры на издание в Приморском крае газет «Известия» и «АиФ».

В последнее же время Роман Карманов сделал и научно-политическую карьеру: путем интриг выдавил из бывшего факультета журналистики ДВГУ «отцов-основоположников» в лице Валерия Бакшина с его соратниками (у которых сам Роман и учился, кстати), а потом, «загнав» весь свой издательский бизнес под управляющую компанию «Восток-цемент» (управляющую активами семьи Игоря Пушкарева в его же интересах), а сам подался в чиновники, заняв пост вице-мэра.

Но не очень надолго – в прошлом году Карманов скоропостижно отказался от должности замглавы крупного города, предпочтя скромную должность директора регионального представительства газеты «Комсомольская правда» в Санкт-Петербурге. И убыл из Приморья – под свист и улюлюканье недругов-завистников и явное, хоть и молчаливое, недоумение соратников.

Майя Шалунова, однако, утверждает, что хотя сам Карманов и покинул наш край и лучший город Земли Владивосток, но дело его – в частности, сайты Проприморье и Примдей, у истоков которых стоял этот журналист-издатель-преподаватель-чиновник, – живет. И где-то даже побеждает – как минимум, здравый смысл. Но это и не удивительно, поскольку оголтелый PR издавна со здравым смыслом очень плохо сочетается. И лишнее тому подтверждение привела Майя Шалунова в своем блоге «Живого журнала»: «Обратите внимание, что также на нем зарегистрированы такие доменные имена как: ezivl.com, ezivl.ru, igorpushkarev.ru, primorskynews.ru. proprimorye.ru, takiemesta.ru, vladivostok.msk.ru, vladivostok2013.ru, vladtop.ru, еживладивостока.рф». В совокупности это не просто указывает на факт принадлежности «независимых» ресурсов конкретному лицу, но и вполне конкретной их политической ориентации на личность igorpushkarev.ru. А это уже прокол для столь опытного бойца PR-фронтов, коим является Карманов.

Но мало того, что вскрывшаяся привязка доменных имен к конкретному лицу и конкретной политической фигуре стал, по сути, «засветкой клиента», так еще и стиль подачи материалов, применение характерных словечек автором текстов и редактором ресурса (один и тот же человек?) отсылают к прежним подобным ресурсам! Ведь задолго до появления в Сети сайтов Проприморе и Примдей недругов Игоря Пушкарева откровенно «мочили» анонимные «правдорубные блогеры» на площадке блогспот.ком – причем, не в одном, а сразу в нескольких блогах, созданных словно под копирку, как и нынешние сайты Проприморье и Примдей. А потом был еще некий блог от лица якобы некоего «сотрудника мэрии», где живописались совещания вице-мэров – как лиц глупых-недалеких, которых успешно «дрессировал» мэр Игорь Пушкарев – «главный укротитель в шапито». Понятно, что отзывы об Игоре Сергеевиче у тайного блогера из «серого дома» были от нейтральных до восторженных, равно как и отзывы о близких к мэру тогдашних замах Наталье Войновской (Мадам Вой) и Алексее Литвинове (крошка Ли). Но именно это самое слово – шапито – стало рубрикой на сайте Примдей, тогда как общая тональность публикаций удивительно похожа на стиль «серодомовского блогера». Вряд ли это сочтут совпадением наблюдатели, знающие толк в «пиаре» – уж они-то лучше неискушенных читателей понимают, что «видно птицу по помету»…

Впрочем, удивителен не сам факт существования анонимных ресурсов для проведения информационной политики в интересах нынешнего мэра, но как бы от него не зависимых и никак с официальными структурами не связанных – это как раз вполне стандартный и очень распространенный прием. Странно другое: тот уровень откровенной халтуры, что преподносится, как «вершина» PR-деятельности, даже после явного «засвета» заинтересованных лиц, да и сама их попытка делать хорошую мину при скверной игре – зачем это все?

Можно было бы понять, если бы речь шла о халтуре в некоем массовом бумажном издании, распихиваемом по почтовым ящикам, подобно газете «Приморье» Виктора Черепкова или «Приморские вести» Юрия Копылова – там пропаганда особо и не маскировалась в расчете на «пипл схавает», а тот и «хавал», честно говоря. Но времена меняются, ныне среднестатистический пользователь интернета далеко не столь внушаем и доверчив, как 15 лет тому назад, а куда более информирован, циничен и критичен. Но понять это у пронафталиненных пиарщиков, годами подряд клепающих «компромат» по лекалам из прошлого века, явно недостает прозорливости. Или, того хуже для клиента – они сами это понимают, но клиенту за его деньги «впаривают» свою халтуру. И клиент оказывается в положении того самого «пипла» – он это все «хавает».

Допустив этот расклад можно лишь порадоваться за коллег, пристроившихся к знатной синекуре – скармливать мэру Пушкареву давно «просроченный» PR-продукт весьма сомнительной эффективности. Ведь никого из объектов этой «объективной критики» анонимных сайтов по сути-то не жалко – всем поделом, и некую позитивную роль эти сайты все же играют. Но невольно в мысли закрадывается глубокая скорбь по интеллектуальному уровню мэра, в интересах которого все это делается – если он свои имиджевые вопросы так решает, то чего же тогда ожидать от его подходов к управлению городским хозяйством? Ведь буквально на днях журналистское сообщество Приморья в соцсетях и через официальные СМИ обращалось к главе администрации И.С. Пушкареву с настоятельной просьбой решить жилищную проблему коллеги, журналиста Александра Карташова, много лет отработавшего в газете «Владивосток» и ставшего инвалидом – которого нынешний менеджмент издания, подконтрольного структурам Пушкарева, буквально выбрасывает из квартиры. Но глава города на это воззвание медиа-сообщества никак не отреагировал. Понадеялся, что «моськи» с анонимно-кармановских сайтов восполнят репутационные потери? Или с его репутацией потери не страшны?

Виктор БУЛАВИНЦЕВ.