Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Гостиницы будут сами определять свою "звездность" .

28.01.2014

Владельцы российских гостиниц, отелей, хостелов, домов отдыха и прочих средств размещения теперь смогут сами определять звездность своих объектов. Государству же достанутся контролирующие функции. Правила игры в сфере гостеприимства могут измениться благодаря поправкам, которые опубликованы Министерством культуры РФ. Мнения приморских отельеров разделились.

Тема классификации гостиниц в Приморье обсуждалась уже неоднократно. Проводились встречи, семинары, круглые столы. Интерес понятен. Край стремится упрочить свои позиции в сфере туризма – участие в выставках, реклама объектов, работа над формированием кластеров, информационная доступность, увеличение турпотока и т.д. Все эти направления тесно связаны с отельной базой – приехавшие в край гости должны жить в комфортных условиях и получать услуги достойного качества. На это направлены и Правила предоставления гостиничных услуг и классификация отелей. Цена, расположение отеля и его "звездность" - именно в такой очередности располагаются факторы, влияющие на выбор места проживания.

Определение звездности " - это прерогатива специальных организаций, в Приморье классификацией гостиниц и мест размещения занимаются эксперты "Приморского центра сертификации и качества". На сегодня "звездность" отеля – это личное дело каждого, но к 2018 году "звезды" должны быть у всех. В Приморье коллективные средства размещения (КСР) насчитывают более 450 предприятий, в том числе 224 баз отдыха, турбаз и пансионатов. Гостиничное хозяйство Приморского края насчитывает 191 предприятие с номерным фондом более 5,5 тыс. единиц.

В нынешних поправках отмечено, что из Закона о туристской деятельности исключаются нормы, предусматривающие проведение классификации объектов туристской индустрии аккредитованными организациями.

Как пишет "Российская газета", сведения о "классности" будут заноситься в единый федеральный реестр. Только попавшие в список гостиницы смогут остаться на рынке. Всем прочим придется закрыться. Чтобы избавить отельеров от соблазна продолжить работать под "черным флагом", Минкультуры предлагает прописать в Кодексе об административных правонарушениях специальные санкции: штрафы от 40 до 50 тысяч рублей для руководителей и от 150 до 200 - для самой гостиницы. Как вариант, ее работу могут приостановить на срок до 60 суток.

По новой схеме определять категорию гостиницы, отеля или пансионата будут сами владельцы объектов. Им же придется нести ответственность и платить штраф, если при проверке вдруг обнаружится, что гостиница не соответствует заявленной категории. Всякое упоминание об аккредитованных организациях - сегодня именно они занимаются присвоением гостиничных звезд - из закона предлагают убрать.

Некоторые эксперты говорят, что в этом есть логика. "Проверить добросовестность владельцев объектов будет не сложно - требования к гостиницам каждой категории есть в открытом доступе. Поэтому нет ничего плохого, если они будут определять звездность самостоятельно, - полагает Наталья Розенблюм, партнер Hospitality Income Consulting. - Аккредитованных организаций немного, они вряд ли смогут справиться с классификацией объектов размещения по всей стране. К тому же за услуги приходится платить - около 100 тысяч в зависимости от категории гостиницы. Это дополнительная нагрузка на бизнес".

Своими рассуждениями с корр. агентства поделилась эксперт по сертификации и классификации гостиниц и иных средств размещения "Приморского центра сертификации и качества" Ольга Пампушина:

- Идея о том, что можно повесить на фасаде "звезды", не имея документального подтверждения (свидетельства или сертификата), основываясь на амбициях исполнителя услуг (читай собственника гостиницы), которые ВСЕГДА завышены, она абсурдна и порочна. По опыту знаю, что стандарт (к примеру, "классификацию") каждый толкует по-своему, как ему удобно, выгодно и понятно. Чтобы адекватно применить стандарт, нужны специальные знания и опыт оценки, т.е. авторитетное мнение эксперта. Объективную оценку соответствия гостиницы количеству звезд могут дать только эксперты (как минимум 2 эксперта, а для "больших" звезд-3 эксперта), специально обученные специалисты, аккредитованные и имеющие опыт оценки. Считаю, что подобное предложение приведет к снижению качества гостиничных услуг, дескать, зачем готовиться, совершенствоваться, чтобы получить "звезду", ведь у нас и так все отлично, коррупции со стороны контролирующих органов и, наконец, введением в заблуждение потребителя недостоверной информацией.

Одним из аргументов, которые выдвигают лоббисты и отельеры, является стоимость услуг по присвоению звезд , сегодня она достигает 100 тысяч рублей. Но по информации г-жи Пампушиной, эта стоимость применительна к высокой "звездности", чего в крае пока не наблюдается. В Приморье же основная часть средств размещения, а это около 40% была введена в период 1960 - 1990 годов, около 12% процентов - до 1960 года. И здесь, чтобы соответствовать классности, необходимы определенные затраты не только на обучение квалифицированного персонала, но и на широкомасштабные ремонтные работы. Не каждый вытянет такое финансовые затраты. Но звезды при этом повесят самостоятельно. Оказавшись в не совсем комфортных условиях, клиент уже не вернется в эти стены вторично.

По мнению г-жи Пампушиной, для проверки классности отелей должны быть не только полномочия, но и знания. И если в первом случае функции проверки может выполнять Роспотребнадзор, то вопрос знаний, а именно специалистов, остается пока открытым.

По мнению Евгения Степанюка, управляющего владивостокского отеля "Аванта", такая ситуация на руку отельерам.

- Это лучше, удобнее, когда отель сам определит свою "звездность". Если же говорить о тех специалистах, кто будет проверять звездность, наверное, государство позаботится об этом. Может будет сформирован какой-то орган или соответствующая структура.

Директор гостиничного департамента отеля "Хендэ" во Владивостоке Светлана Посадова отметила, что от подобной "самостоятельности" вряд ли можно ожидать положительного исхода:

- Если говорить о затратах, то в случае хоть самостоятельной "классификации" , хоть с приглашением экспертов, затраты эти одинаковы в обоих случаях. Но это при условии, что отельер достойно ведет свой бизнес. В любом случае, чтобы соответствовать звездности, необходимы и ремонт, и квалифицированные кадры, и определенный перечень услуг. Если говорить о затратах на приглашение специалистов, то они вполне адекватны и подъемны для работающей гостиницы. Ну, разрешат гостиницам и отелям разрешат самостоятельно присваивать себе категории, а дальше что? Так у нас и сейчас достаточно таких, кто сам себе присваивает звездный статус исходя из своих личных амбиций или каких-то желаний. И висят эти звезды до той поры, пока этих самозванцев не выявят. А в результате потребитель не может получить ту услугу, которую он ожидает.

Отметим, что на сегодня официально звездный статус имеют отель "Хендэ" во Владивостоке, гостиничный комплекс "Восток" в поселке Врангель, на "подходе" "Версаль" и "Приморье".