Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Из грязи - в порто-франко

31.07.2015

За 10 дней, с 3 по 13 июля (рекордно короткий срок) Госдума, Совет Федерации и лично Президент подписали федеральный закон "О свободном порте Владивосток", не прошло и полгода с послания Путина  Федеральному Собранию с предложением предоставить Владивостоку статус свободного порта. Так что через 90 дней, с 13 октября, на территории 15 муниципальных образований Приморья аж на 70 лет начнет действовать порто-франко - режим господдержки предпринимателей и особые налоговые условия (0% в федеральный и 5% в местный бюджеты на первую пятилетку).

Ожидаются инвестиции, подъем производства, конкуренция в АТР, процветание населения. Порты ждут грузопотока, люди – рабочих мест и дешевых иномарок, китайцы – удачных ставок в «Жар-птице» в бухте Муравьиной, предприниматели – прибылей, провинция – оживления, Владивосток – ВКАДа и туристов, край – удвоения валового регионального продукта, страна – рывка на Восток.

Уже более века владивостокское порто-франко называют «историческим феноменом» и «символом региональной ментальности». Сбылось! Председатель Совфеда Валентина Матвиенко отметила, что закон о свободном порте Владивосток может стать эталоном для других российских портов…

Но станет ли эталоном сам Владивосток? Режим свободного порта предполагает 8 дней безвизового пребывания иностранцев в Приморье. Расширится поток деловых людей и туристов, привыкших к Гонконгам, Тайбэям, Макао. И что же они увидят? Причем уже очень скоро, поскольку в сентябре во Владивостоке пройдет Восточный экономический форум.

Интегрируемся «отхожим местом»

Эта фраза, крылатая уже, принадлежит заслуженному экологу профессору Борису Преображенскому. Она прозвучала в мае за «круглым столом», организованным общественным экспертным советом по экологической безопасности Приморского края. Круглых столов этих было уже столько, что ими запросто можно вымостить дорогу в рай. А грязное море становится всё грязнее, и деловые круги АТР увидят сплошную нефтяную пленку в бухте Золотой Рог, плещущийся мусор у набережных и почуют амбре канализационных стоков. А то, чего они не увидят, и того страшнее.

На IV Всероссийском съезде по охране окружающей среды в декабре 2013 г. начальник управления мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромета Юрий Пешков назвал бухту Золотой Рог (лицо города и края, позиционирующихся как ворота России в АТР) «очень грязной» на фоне и в целом-то грязных морских вод России - самой грязной акваторией России!

По прошлогодним наблюдениям ФГБУ «Примгидромет», в самой загрязнённой нефтяными углеводородами акватории — бухте Золотой Рог — превышение их ПДК  зарегистрировано в 69 % проб, в Уссурийском заливе - в 21 %, в проливе Босфор Восточный — в 44,5% , в заливе Находка — в 36%. Возросло загрязнение фенолами на всех прибрежных акваториях: в Золотом Роге их концентрация превысила ПДК в 3,8 раза, в бухте Диомид — в 4,6, в Босфоре Восточном — в 3, в Уссурийском заливе — в 2,2, в  Находке – в 5,4 раза. В районе устья реки Объяснения и в Диомиде в придонном горизонте содержание ртути превысило ПДК в 3,4 и в 4,9 раза, в проливе Босфор Восточный и в устье реки Партизанской -  в 4, в бухте Находка – в 4,7 раза. Причины высокого загрязнения ртутью не выявлены. По итогу воды Уссурийского залива и бухты Врангеля отнесены к III классу «умеренно-загрязнённых», Босфора Восточного и залива Находка — к IV классу «загрязнённых», бухт Золотой Рог, Диомид и Находка — к V классу «грязных».

По данным Океанографического института еще 2002 года, на дне бухты Золотой Рог образовался осадочный слой толщиной 0,7-1,5 м. Что там сейчас – бог весть, последнее научное обследование акватории проводилось около 30 лет назад. А ведь придется производить углубительные работы, поскольку у причальных стенок маленькие глубины, а современные грузовые суда имеют осадку 12 метров, они просто не зайдут в порт.

По словам Бориса Преображенского, Амурский залив фактически не дышит, в него ежесуточно сбрасывается огромное количество фекальных вод: 500 тыс. кубометров в сутки (данные 1986 г., сейчас явно больше), очищается из них только 15 тыс. Построенные к саммиту АТЭС очистные сооружения до сих пор не заработали даже наполовину. К ним попросту не подведены городские коммуникации. Но даже когда  заработают, не очистят стоки до уровня ПДК - чистить до ПДК дорого, население не потянет тариф! Это приводит к острому переизбытку органических веществ, которые морская биота переработать не в состоянии. Возникает перенасыщение органикой, что губительно сказывается на содержании кислорода в воде, а значит, на любом организме, живущем в морской среде.

Пляжи на побережье залива сильно загрязнены неорганическим мусором и тяжелыми металлами, образовавшимися в результате его переработки морем. В санитарных пробах воды выявлялись ротавирусы, вирус гепатита А и их антитела. Микробиологическая обстановка с каждым годом ухудшается. Купаться в черте Владивостока нельзя нигде. И это при том, что наше море и само способно бороться с загрязнениями: соленость вод Японского моря – около 34 промилле, что почти вдвое выше черноморской (около 18).

Профессор ДВФУ Нина Земляная отмечает, что основной проблемой Амурского залива является его постепенное заиление, причина которого – ливневой сток, доставляющий в море вредные вещества, смытые с запредельно грязной городской почвы, ведь в городе полно автомобилей, за выхлопами которых никто не следит. По ливневым коллекторам в море попадает почти 200 тонн органических веществ при нормативе в 20. А сколько еще несет река Раздольная, в которую «ходит» весь Уссурийск, не говоря уже о том, что она собирает в себя в Китае!

Экосистема Амурского залива деградирует, считает доктор наук, эколог Владимир Раков: «Сокращается число видов, фильтрующих воду, некоторые из них пора заносить не только в Красную книгу, но и в черную, т.к. их уже практически не осталось». Чтобы исправить ситуацию, нужны годы, и то при условии, что не будет больше загрязнений.

Трутнев, Сусликов и другие

В апреле во Владивостоке побывал полпред Президента в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев, прогулялся по Золотому Рогу на исследовательском судне и разгневался: «Сверху бензин, керосин, всё остальное плавает. Мы с полномочиями вам поможем, а вы засучивайте рукава, мы поговорим еще с вами, как контролировать суда, но такого безобразия не должно быть. Залив должен быть чистым! Мы здесь хотим свободный порт строить, создать людям условия для бизнеса, надо, чтобы эти условия человеческими были». После чего, собственно, экологи и уселись за круглый стол обсуждать Амурский залив. Экологам и без обсуждений давно уже непонятно, кто должен следить за морской акваторией и за речками, которые несут в море черт те что.

Беседы экологов с чиновниками сводятся к тому, что ничего сделать невозможно, проблема в несовершенстве природоохранной системы, в неопределенности сфер ответственности. Получается, вода - объект федеральной ответственности, берега - региональной. В результате у рек нет хозяина, и Приморье теряет свои пресноводные ресурсы с ужасающей скоростью.

Море – также федеральная собственность. За его чистотой должны следить "Росморпорт", "Росприроднадзор", "Техмордирекция" и др., но они очень ограничены в ресурсах - всего человек 15-20 работают, плюс какой-то катер и надувные лодки. Другое дело, если бы портовые и припортовые акватории, Золотой Рог, а то и весь Амурский залив были юридически закреплены за Приморьем, но для этого краевым властям нужно выходить с инициативой в Госдуму и Правительство. По словам главы департамента природных ресурсов и защиты окружающей среды Александра Коршенко, вопрос передачи этих прав субъекту уже неоднократно поднимался, но пока решений не принято. Так поднимался, видимо. Региональные и городские власти нефтебазу-то на Первой речке никак не могут убрать, что предусмотрено всеми генпланами – с царских времен это творение Нобеля нерушимо, а недавно приросло еще двумя емкостями.

В итоге бессилия властей всех уровней на море творится беспредел. По информации доктора химических наук Николая Шапкина, загрязнение акватории тяжелыми металлами в некоторых местах превышает предельно допустимые значения в СОТНИ раз из-за неочищаемых сбросов предприятии: обследовав нынешней весной ручей в пос. Угловом, протекающий под территорией нефтебазы ООО «Компас-Ойл» экологи пришли в ужас – но ни Росприроднадзор, ни природоохранная прокуратура не реагируют.

Процветает бункеровка морских судов не оснащенными для этих целей другими судами (без обученного экипажа, оборудования, страховок и т.д.) – отсюда многочисленные разливы. В начале 2015 года Приморской транспортной прокуратурой совместно с ФСБ и Госморнадзором выявлены факты доставки и перегруза ГСМ камчатским рыбколхозом имени В.И. Ленина на рефрижераторе под видом судовых запасов. Но такой случай поимки – исключение, а не правило. При этом Росприроднадзор в последний раз наказал коммерческую организацию за сброс мусора через суд аж в 2009 году.

В РФ имеется на сегодня мощная законодательная база для пресечения загрязнений. Почему она не используется? Руководитель краевого управления Росприроднадзора  Валерий Сусликов считает, что за это должен отвечать департамент Росприроднадзора по ДФО, который находится в Хабаровске. При нем созданы территориальные отделы по надзору на море с несколькими штатными сотрудниками. В частности, в Приморском крае их пять. Оказывается, вовсе не г-н Сусликов со своим управлением по Приморскому краю наблюдает за акваторией края. Оказывается, за нашими водами должны наблюдать из Хабаровска. Любопытно, что такую запутанную систему создал сам Юрий Трутнев в бытность министром природных ресурсов. И  г-н Сусликов прекрасно знает, что и почему творится в морской акватории залива Петра Великого, поскольку  он в свое время возглавлял спецморинспекцию, которая потом вошла в Росприроднадзор, но уже как отдел по надзору на море.

Так вот что-то формировали, расформировывали, перерасформировывали, а теперь тычут пальчиком в море, за которым сами же и должны были следить.

Эффективность управления как в Гондурасе

Во исправление ситуации издан свежий приказ Росприроднадзора от 01.07.2015 № 535 «О создании Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», направленный на  «усиление надзорных функций и на комплексное решение вопросов по охране, регулированию и контролю за использованием морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа». Законов и приказов у нас хватает. А вот эффективности их исполнения…

Россия в только что опубликованном рейтинге Всемирного экономического форума, который оценивает эффективность работы правительств (по степени оправданности затрат, регуляционным механизмам государства в отношении бизнеса и прозрачности политики), оказалась на 97-месте из 144 стран.

Ирина АНГАРСКАЯ.