Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Как сделать Дальний Восток центром притяжения

02.07.2014

Как сделать Дальний Восток центром притяжения

Недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил решить проблему нехватки рабочих рук на Дальнем Востоке развитием автоматизированного и роботизированного производства. Наверное, он просто пошутил. Ранее заместитель председателя КНР Ли Юаньчао предложил создать единую экономическую зону, включающую российский Дальний Восток и север Китая, используя обширные китайские трудовые ресурсы. 

Российский Дальний Восток – это огромный кладезь как полезных ископаемых, в том числе самых востребованных в наше время и в обозримом будущем, так и возобновляемых ресурсов: леса, рыбы, морепродуктов. Здесь возобновляемы даже металлы – в вулканической зоне южных Курильских островов. И все же это огромная пустая территория, теряющая свое население. Для России уже во весь рост встал вопрос о том, чтобы не допустить превращения этой ценнейшей территории в убогий безлюдный сырьевой придаток быстрорастущих экономик Азиатско-Тихоокеанского региона.

Где кончается Дальний Восток

Из Москвы или Петербурга Дальний Восток представляется чем-то относительно однородным, что совсем не так. И к разным его частям одни и те же подходы неприменимы. Что такое вообще Дальний Восток? Долгое время под этими словами понимались районы бассейна Тихого океана – территории, где текли реки, впадающие в этот океан.

Это деление возникло еще во времена казачьих походов на стругах, когда выбор реки означал, в какой океан в конце концов ты спустишься. Кроме того, еще первопроходцы отметили, что водораздел Тихого и Ледовитого океанов определяет и климатическую границу: для Дальнего Востока характерен климат муссонный, циклический, а западнее, в Восточной Сибири, он резко континентальный.

При этом в Дальневосточный федеральный округ включена и Якутия. Получается, что на территории ДВФО располагаются четыре природно-географических региона. Географы еще называют их «странами»: Средне- и Южно-Сибирский регион (Якутия западнее реки Лены), Северо-Восточная Сибирь (Якутия восточнее реки Лены), Амуро-Сахалинская страна (это Амурская область, Еврейская АО, южная часть Хабаровского края, Приморский край и остров Сахалин), Северо-Притихоокеанская страна (Чукотка, Магаданская область, север Хабаровского края, Камчатский край, Курильские острова).

Сравнивать эти регионы и страны крайне трудно. Столица Чукотки, Анадырь, находится на широте Архангельска, и там царствует тундра. Магадан хоть и расположен на широте Санкт-Петербурга, но пребывает в несравненно более жестком климате. Якутия – это вообще самое холодное место в Евразии. При этом на Южном Сахалине, который располагается на широте Крыма, распространен гигантизм трав, встречаются южные широколиственные деревья, а местное население увлекается огородничеством и садоводством. Ну а близ Владивостока, располагающегося на широте Сочи, морская вода летом в бухтах прогревается выше 24ºС.

Современное административное деление ДВФО не очень соответствует природным реалиям. Самый большой вопрос связан с Якутией, которая, с одной стороны, выглядит совершенно инородным телом, но с другой – Байкало-Амурская магистраль и малый БАМ связывают ее в первую очередь с Амурской областью и Хабаровским краем и портами Тихого океана.

Именно поэтому идея по созданию Полярного, Тихоокеанского и Южно-Сибирского федеральных округов, более-менее однородных по своим условиям, задачам и возможностям, заслуживает самого внимательного рассмотрения. Важно для каждого региона, с его особыми географическими, экономическими, демографическими условиями, разрабатывать свои варианты решений.

Стимулы для колонистов

Дальний Восток никогда не был густонаселенной территорией, и перед российскими властями всегда стояла задача стимулировать переселение туда людей из европейской части страны. Сейчас, по официальным данным, население Дальнего Востока составляет всего 6,25 млн человек – чуть больше населения Финляндии, на треть меньше населения Белоруссии или Швеции. С учетом огромной территории цифры еще более скромные: плотность населения округа – около 1 человека на квадратный километр. Впрочем, она сильно различается по регионам: если на Чукотке это 0,07 чел./кв. км, то в Приморье – 12 чел./кв. км, что приближается к плотности населения северных стран.

В этом нет ничего катастрофического – Лапландия, Аляска, Канада и уж тем более датская Гренландия населены немногим плотнее. Но там, где люди живут, они должны жить, а не выживать и не чувствовать себя оторванными и брошенными. В одном из населенных пунктов Крайнего Севера мне пришлось услышать, что его жителей, «наверное, забыли». Сейчас обеспечивать людей коммуникациями – просто обязанность региональных властей.   

Чтобы остановить превращение Дальнего Востока в безлюдную и пустынную территорию, нужно принять немало мер, но среди этих мер точно должны быть особые преференции для жителей региона и переселенцев. Можно обратиться к опыту как царского времени, так и советской «оттепели». Стоит рассмотреть вопрос о приватизации сельскохозяйственных земель, введении льготного налогообложения, послаблений в прохождении воинской службы, а возможно – альтернативной службы в форме работы на федеральных оборонных предприятиях. И, разумеется, никакие проблемы миграции невозможно решить, если не стимулировать предпринимательство в регионе.

Как строить бизнес в пустоте?

Чем плотнее население, тем выгоднее организовывать производство. Есть только одно исключение – если речь идет о добыче полезных ископаемых с целью их продажи как сырья, с незначительной степенью переработки. А вот если ставится задача комплексного развития территории, создания условий для бизнеса, то фактор расстояний, которые измеряются сотнями и тысячами километров, выходит на первый план. На Дальнем Востоке транспортные расходы крайне велики, особенно учитывая недоразвитую инфраструктуру.

Долгое время главным видом транспорта в регионе был водный. В 1960-е годы основным пассажирским транспортом стала авиация: тогда страна позволяла себе тратить дорогое топливо без особого учета. Но уже в предперестроечное время стало ясно, что авиаперелеты до каждого стойбища или деревушки – дорогое удовольствие.

До сих пор крайне слабо развита железнодорожная сеть. Ее плотность в ДВФО гораздо меньше, чем в среднем по России, а в Чукотском АО, Камчатском крае и Магаданской области магистральные железные дороги просто отсутствуют. Такая же ситуация с асфальтированными автомобильными дорогами. С такой устаревшей и неразвитой инфраструктурой регион не сможет работать как транспортный коридор между Азией и Европой, тем более в свете перспектив открытия полярного морского маршрута.

Получается замкнутый круг: редкое население при больших расстояниях превращает транспортировку людей и грузов в разорительное мероприятие, но люди не появятся, пока не будет транспортной сети и устойчивых логистических связей. Это противоречие можно решить только одним путем: стимулировать развитие отдельных плотно заселенных кластеров с хорошей технической, социальной и культурной инфраструктурой.

Прежде всего нужно содействовать развитию крупнейших городов Дальнего Востока – Хабаровска и Владивостока, а также центров субъектов федерации. Здесь должны концентрироваться основные человеческие ресурсы. Гораздо выгоднее переселить людей из умирающих мелких населенных пунктов в новое жилье в больших городах, нежели содержать сами эти поселки.

При этом стоит стимулировать фермерство и приобретение земли в собственность для формирования постоянного местного деревенского населения. И наконец, на территориях, где ведется добыча полезных ископаемых и их первичная переработка, стоит шире вводить вахтовую систему труда для работников, постоянно живущих в больших городах ДВФО.

Соседи: угрозы и выгоды

Стратегическая особенность российского Дальнего Востока проистекает из его географического положения: на севере он граничит с США, на юге – с Китаем и Северной Кореей, на юго-востоке – с Японией. Очень близко и Южная Корея. Казалось бы, сплошные угрозы: Китай перенаселен, с Японией – нерешенный территориальный вопрос, Южная Корея обижена за поддержку коммунистического режима Ким Ир Сена Советским Союзом, с США отношения тоже сейчас далеко не самые теплые.

Все это может вызвать панические представления о возможном захвате Дальнего Востока Китаем или другими странами, заинтересованными в его природных богатствах. Однако оснований для паники меньше, чем кажется. Не стоит забывать о факторе ядерного сдерживания, но еще сильнее ракет могут оказаться дипломатия и бизнес.

Сейчас часто спекулируют о планах Китая возвращать свои «исторические земли», значительная часть которых приходится на современный российский Дальний Восток. Однако вспоминать об исторических землях и предпринимать действия по их возврату – совершенно разные вещи. Наверное, Китай мог бы занять эти территории в случае неконтролируемого развала России и разрушения местной власти. Но даже в этом случае легко представить себе, какова была бы реакция США и Японии, а также Кореи, особенно учитывая, что у двух последних свои территориальные конфликты с Китаем. Для этих стран разрастание Китая к северу – это не просто увеличение его территории, это прежде всего усиление его ресурсной базы и приобретение огромной военной инфраструктуры.

Но у Китая есть другой вектор развития – это регион Южно-Китайского моря, столь же богатый природными ресурсами, с замечательным тропическим климатом. На севере Китай может и так приобретать энергию и сырье, на юге он вступает в период жестокой схватки со странами Юго-Восточной Азии.

С другой стороны, расширение влияния США на Дальний Восток в случае распада России – это ночной кошмар Китая. И даже японские и корейские союзники американцев вряд ли были бы однозначно рады такому усилению Америки, так как это лишало бы их значительной свободы политического маневра. 

Поэтому Дальний Восток именно в своем нынешнем статусе можно считать залогом стабильности в макрорегионе. Не подпадая ни под влияние ни Китая, ни Японии, ни США, он работает как изолятор между проводами высокого напряжения. России необходимо проводить на Дальнем Востоке разностороннюю политику, как в сфере межгосударственных отношений, так и в экономике. Если заключаются контракты с китайскими компаниями, нужно заключать контракты и с корейскими, и с японскими, и с вьетнамскими и прочими игроками. Компании США и Европы также должны привлекаться к сотрудничеству, равно как и австралийцы с новозеландцами. Тогда именно взаимные интересы конкурентов станут лучшим гарантом стабильности этих далеких, но все же своих берегов.

Slon.ru с сокращениями.