Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Какие услуги навязывают МФО и можно ли от них отказаться?

16.08.2022

МФО зарабатывают не только на процентах, которые обычно намного выше, чем по банковским кредитам. Часто клиентам при оформлении займа навязывают дополнительные платные услуги – страховку, проверку кредитной истории, SMS-информирование. Какие допуслуги могут предлагать микрофинансовые организации и от каких можно отказаться, рассказали эксперты финансового портала Выберу.ру – https://www.vbr.ru/.

Страховка

Чаще всего МФО предлагают страхование жизни и здоровья клиента в конкретной страховой компании, с которой сотрудничают. Иногда без страховки отказываются выдавать заём, особенно, если это крупная сумма на длительный срок. По закону можно отказаться от любого типа страховки, а если вы решите приобрести полис, то вправе обратиться к любому страховщику.

При этом МФО могут ужесточить условия кредитования – поднять процентную ставку (но не более 1% в день), снизить срок и сумму, потребовать дополнительные подтверждения платёжеспособности, например, справку о зарплате.

SMS-оповещение

Информирование клиентов по SMS – распространённая в банках услуга, стоит обычно до 100 руб. в месяц. Подобную опцию предлагают и МФО, но плата может быть выше.

В услугу входят оповещения о таких операциях:

·         поступление/снятие денег;

·         начисление процентов;

·         информация о просроченных платежах и др.

Для кредитной карты, например, эта опция удобна – позволяет отслеживать приходные и расходные операции, баланс, не пропускать очередной платёж. Но заем – обычно небольшой кредит сроком до 1 месяца, по которому будет мало операций. Подключать SMS-информирование нет смысла – всю информацию можно узнать в личном кабинете.

Подписки

МФО часто сотрудничают с различными сервисами, юридическими и страховыми компаниями, услуги которых навязывают своим клиентам. Например:

·         услуги телемедицины;

·         юридическую помощь;

·         консультационные услуги;

·         подписку на сервисы и др.

Заёмщик должен решить, нуждается ли он в таких услугах. Возможно, имеет смысл напрямую обратиться к юристу или в страховую компанию, чтобы не переплачивать за посредничество МФО.

Комиссии за перевод денег и погашение долга

В зависимости от выбранного способа перечисления денег, МФО может удерживать комиссию в размере 1–4%. Обычно переводы на карты бесплатны, а вот за перечисление займа на электронный кошелёк или банковский счёт может удерживаться комиссия.

Некоторые компании берут комиссию и за досрочное погашение задолженности. Но по закону, если заёмщик вернёт всю сумму займа в течение 2 недель после получения, уведомлять МФО не надо и платить штраф тоже. Если деньги получены более 14 дней назад, отправьте кредитору письменное заявление. Чтобы не было штрафа, сделать это нужно не позднее чем за 10 дней до внесения средств.

Проверка кредитной истории

Удерживать комиссию за проверку кредитной истории МФО может в двух случаях:

1.           Когда оформляется микрокредит. Удерживать плату неправомерно согласно закону «О потребительском кредите (займе)», в том числе при получении первого займа без процентов для новых клиентов.

2.           Когда проверка кредитной истории – отдельная услуга вне оформления микрокредита. Дважды в год любой человек может запросить отчёт из кредитной истории бесплатно. Далее услуга действительно становится платной, но обратиться можно не только в МФО, но и в бюро кредитных историй.

Еще МФО не может брать комиссию за передачу данных о займе в бюро кредитных историй – это установленная законом обязанность всех микрофинансовых организаций и банков.

Можно ли отказаться от навязанных услуг

Закон N 353-ФЗ говорит, что когда кредитор действует в своих интересах, плата с клиента не может взиматься – если проверка кредитной истории нужна МФО, а не заемщику, платить за такую услугу он не должен.

От платных услуг можно отказаться в «период охлаждения» – в течение 2 недель. Для этого нужно:

·         написать заявление, где перечислить услуги, от которых заёмщик планирует отказаться;

·         отправить заявление поставщику услуги (например, страховой компании) возможным способом – отнести в офис, послать через электронную почту или мобильное приложение;

·         приложить копии паспорта, договора и реквизиты для зачисления денег.

По закону дается 7 рабочих дней, чтобы вернуть клиенту деньги. Если услуга уже начала действовать, то из суммы возврата вычтут плату за количество дней, в течение которых клиент пользовался ей.

Далекая окраина