Капиталремонтшоу
Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Капиталремонтшоу

03.02.2014

Если кто не знает, год назад изменениями в Жилищный кодекс, внесенными ФЗ-271, подготовлена почва для возвращения в наши коммунальные платежки строчки «капитальный ремонт». После годовых перипетий новогодний (от 28 декабря 2013 г.) ФЗ-417 внес последние поправки в ЖК, и наметилась законодательная конкретика…

Сыграть в котел

В регионах должны провести инвентаризацию жилфонда всей страны, составив на каждый дом электронный паспорт. Затем принять региональные программы капремонта лет на 30, не меньше. Далее в течение полугода с даты опубликования программы (в Приморье она еще не опубликована) мы должны на собраниях в присутствии двух третей собственников принять решение о выборе способа формирования фонда капремонта: либо наши платежи пойдут на спецсчет исключительно нашего дома – либо на счет регионального оператора фонда, т.е. в общий котел, где дома выстроят в очередь. Через 8 месяцев с даты опубликования программы нам начнут приходить квитанции на оплату капремонта – минимум по 6 руб. 57 коп. с кв. метра (за «однушку» - рублей 200 в месяц, за «двушку» - 400 и т.д.). Исключение составят дома под снос и расположенные на изъятых под госнужды участках.

Софинансировать капремонт могут и регионалы, и муниципалы. Могут, но не обязаны. Хотели бы и могли – давно бы все проблемные дома отремонтировали, как это сделано, к примеру, в Москве, а у нас не сделано, как ни пиарил Дарькин в 2011 году региональный проект "Дом, в котором мы живём" на 8 тысяч домов по краю, а вышел один только гостевой маршрут, да и то далеко не капитальный. РФ так и вовсе после 2015 года берет на себя только «методическое обеспечение». Т.е. финансировать капремонт будем мы. И не только в своем доме (если не соберем собрание и не откроем спецсчет, а будем играть в этот котел), а во всех развалюхах, которые недоремонтировало государство на момент приватизации.

«Тарапися не нада, шевелися нада» (китайская мудрость)

Госдума принимала закон о капремонте в спешке. Местные законы тоже почти повсеместно принимались в спешке. Москва сказала:  если не примете местные законы до 1 июля, тут же заберут все деньги по ФЗ-185. Для Приморья это был миллиард с лишним рублей софинансирования из фонда содействия реформированию ЖКХ. Так что освоение мильярда очень сильно довлело над качеством закона  "О системе капитального ремонта МКД в ПК". Но надо сказать, что с момента принятия ФЗ-271 наши депутаты и губернатор имели полгода, чтоб проанализировать всё это, да еще и мозговым штурмом с другими регионами, и заставить Москву поменять сам 271-й закон вместо того, чтоб взять под козырек и измышлять антинародный местный закон на основе антинародного федерального… Но это я уже слишком многого хочу от краевых властей.

Сумму платежа, судя по всему, вряд ли вычисляли экономически и социально обоснованно, а  прикинули, как среднюю температуру по больнице. Вице-губернатор Костенко сказал, что оттолкнемся от средних по России 7 рублей за кв. метр. Департамент предложил тариф в 7,18 рубля.  Губернатор Миклушевский решил, что многовато, и порекомендовал уменьшить процентов на 10. В итоге вышло 6 руб. 57 коп. Почему-то. Иного обоснования тарифа населению в прозрачности не предложено.

Ну и по-прежнему отсутствует законодательно оформленное решение о признании ответственности муниципалитетов за не проведенный вовремя капремонт в приватизированном жилье. В итоге мэрия Владивостока уже агитирует 980 взыскателей по судебным решениям, коим задолжала аж 3 млрд рублей, идти под крыло регионального оператора, ибо там «подсудным» домам прописана первоочередность. Мэр Пушкарев обрисовал истцам альтернативу: «отремонтировать крышу по программе в этом году - или ждать своей очереди по суду два-три года, а возможно и больше». Уж не знаю, как работают приставы, но в 2014 году мэрия планирует исполнить всего 70 судебных решений! При этом «нищая» мэрия время от времени начинает строить планы то моста на Песчаный, то дороги вдоль Амурского залива.

Им только дай…

В перестройку расплодились фонды. Еще тогда один делец мне популярно объяснял: фонд – это свободный вход и свободный выход, очень удобно. Пол-России отмылось через фонды. А тут… Один панельный средний дом площадью тысяч 20 кв.м умножим на 6,57 руб., получаем тысяч 130 в месяц, умножим на 12 месяцев - итого более полутора миллионов в год с одного дома. А их в Приморье около 8 тысяч. Получаем миллиард, который будет аккумулироваться в фонде! А как тут у нас аккумулируют, потом расследуют, потом объявляют в розыск – мы знаем. Жильё и жульё стали практически синонимами.

С точки зрения председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, «закон изначально не выдерживал никакой критики. Фактически речь идет о создании общего «котла» - фонда, куда будут поступать средства собственников жилых помещений. Управлять этим «котлом» станет региональный оператор, который будет выбирать подрядчика, застройщика и сам же будет контролировать исполнение договоров. Как выстраиваются отношения подрядчика и заказчика, когда фактически это одна структура, все мы прекрасно знаем. Идеальная схема для коррупции». Хованская призывает владельцев жилья финансировать капремонт по второму варианту, когда средства накапливаются на спецсчету и могут тратиться исключительно на цели ремонта конкретного дома, а не любого жилья в пределах региона. «Скорее всего, собранные с горожан деньги власти будут "крутить" в банках и жить припеваючи на проценты, - прогнозирует она и предостерегает: деньги в таких фондах обычно хранят под низкими процентами, которые не покрывают и половины инфляции».

11 коррупционных факторов выявила в приморском законе о капремонте (№227-КЗ от 7 августа 2013 г.) Елена Лазаренко, независимый антикоррупционный эксперт. Среди них  пункт о наличии судебного решения о проведении капремонта при определении очередности, на который уповает мэрия, а также включение в перечень работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме энергетического обследования дома, которого нет в федеральном законе и которое значительно повышает минимальный взнос. Эксперт считает коррупциогенным фактором использование средств, полученных региональным оператором от одних домов, для ремонта других домов – то есть саму суть фонда!

Чтобы хоть как-то контролировать «котел», общественный экспертный совет по качеству услуг ЖКХ в Приморском крае в октябре минувшего года предлагал ввести в состав попечительского совета регионального оператора трех профессионально компетентных представителей общественности и дополнить краевой закон критериями качества капремонта. Ведь при виде того, что откапиталено не самими жильцами, а муниципалами, как правило, хочется плакать.

А нас спросили?

Наиболее продвинутые ТСЖ не собираются давать в «ненасытную яму», «кормушку», «кубышку» и т.п. ни копья. Вот мнения председателей и жильцов:

«В общественную чёрную дыру? Так мы это имеем в полный рост и сейчас в УК - они собирали в общую копилку "содержание общедомового имущества", "текущий ремонт " с начала 2008 г. Нет ни одного достоверного  финотчёта, нет даже л/счёта нашего МКД, чтобы (теоретически) проверить, что там за эти годы осело»;

«…дому, в котором я живу, более 30 лет. Спросить бы "умного" юриста, придумавшего фонд: где бабки за капремонт за 30 лет? А раз за прошедшие 30 лет разводят руками, то за следующие 30 и подавно. Хотите кормиться с этого? Сначала постройте, отремонтируйте, а потом кормитесь»;

 «…значит так, граждане законотворцы: на общем собрании нашего МКД принимаем решение об установлении тарифа на капремонт в размере 1 руб. с кв. м ввиду бедности жильцов. Деньги будут накапливаться на спецсчёте нашего дома, а не у регионального оператора из-за недоверия всевозможным фондам (посмотрите на пенсионный) и нашему государству, которое нас кидает регулярно, прикрываясь громкими лозунгами заботы о нас»;
«…потом спионерят, и, как всегда, крайних нет»;

«…если прикинуть, что банально для администрирования платежей на капремонт понадобится  целый штат сотрудников, то уже на ремонт ничего не останется, а еще аренда помещений для работы, премии, ну как полагается, инновационную компьютерную систему учёта закажут (в целях оптимизации расходов на кадры)»;

Особенно возмущены жители новостроек и домов, которые уже провели у себя основные виды капремонта. Им придется платить обязательные взносы в общий краевой котел и при этом лет двадцать даже не мечтать о ремонте в доме.  

Некоторые замышляют не платить всем домом – типа, не выселят же всех? Но за это лишат льгот и субсидий, а при продаже или любых иных манипуляциях с квартирой будут требовать справку об отсутствии задолженности по статье капремонт, иначе не оформят документы.

Многие общественные организации уже начали сбор подписей за отмену антинародного закона. Всё громче раздаются призывы за референдум.

Пусть этот мир прогнется под нас

Одна немаловажная подробность «котлофонда»: чтобы выползти из него, одумавшись, потребуется аж два года! А чтобы перейти со спецсчета к региональному оператору – всего месяц.

Еще одна деталь. Согласно пункту 2 новенькой статьи 175 ЖК о спецсчете, ТСЖ должно быть только на один дом или на несколько, если в них менее 30 квартир и если они  расположены на соседних земельных участках с  совместными инженерно-техническими сетями. Есть масса ТСЖ, которые ради удешевления содержания управленческого аппарата стремились, наоборот, объединять возможно большее количество домов. Получается, они теперь лишены права открыть свой спецсчет на капремонт? Ведь это противоречит самой сути права собственности на жилье, задекларированной в Жилищном кодексе! Тем не менее ТСЖ ищут выход из тупика, в который как будто нарочно загоняет их государство. Выработалась идея создавать новые ТСЖ на один дом – дробиться, так сказать, пусть даже фиктивно-формально.

Есть и такая тонкость. Те, кто ранее принял решение о проведении капремонта за свой счет, в итоге будут вынуждены платить по двум счетам.

Словом, как всегда, нам задали работку. Если фонд капремонта как институт выживет, а не отомрет, как мамонт, то более-менее работоспособной системой он может стать только при условии внесения изменений в законы для максимальной защиты наших сбережений, множества изменений в формы договора, устава фонда и т.д. Не говоря уже о  продуманных региональных законах, защищающих собственника, а не загоняющих его в угол.

 

Ирина АНГАРСКАЯ.

Комментарии

Добавить новый комментарий