Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Конечная остановка

11.06.2014

Казалось, «транспортные войны», бушевавшие во Владивосток 10-15 лет назад, ушли в прошлое. Полный развал системы общественных перевозок тогда вылился в беспредельно жестокую схватку за маршруты. Досталось не только нарождавшемуся бизнесу, но рядовым пассажирам. Автобусы выходили на линии в столь удручающем состоянии, что и ехать-то на них было страшно. Шокирующее хамство водителей, рискованные гонки на городских магистралях...

Вроде бы все улеглось. Регулярные маршруты, обновление автобусного парка – программа до 2016 года. Тема общественного транспорта обозначена едва ли не главной в деятельности нынешней мэрии. Сделано, действительно, много. Но ведь не только чиновниками и лично главой города! Немало постарались те, кто ежедневно трудится на маршрутах. Выясняет, как удобнее для пассажиров построить работу. Устраняет недостатки, учитывая пожелания жителей Владивостока, закупает новые машины.

Как оказалось, этим заслугам - грош цена. Громкие заявления власти о прозрачности этого бизнеса, честной конкуренции оказались по большей части словами на публику. Под их прикрытием в столице Приморья назревает новый передел маршрутов. В результате него «жирные куски» могут приобрести господа, вхожие во властные структуры на уровне пинка ногой в дверь кабинета. Десятки, если не сотни, людей - остаться не  у дел. А горожане - поиметь новые проблемы с поездкой по городу.

Правильные слова

Последние годы во Владивостоке активно муссировалась идея проведения конкурса на заключение договоров по оказанию услуг общественного транспорта на городских маршрутах. Под это дело автобусников взяли под жесткий пресс. Требования к ним выросли многократно. Тут тебе и навигационная система ГЛОНАСС, чтобы из космоса следить, кто и как едет. Платежная система «Дельфин», чтобы денежка мимо казны не текла. Видеокамеры в салоне, чтобы водитель не курил-матерился. СМС-ки для жалоб...

Добросовестные перевозчики к делу отнеслись с пониманием, результат налицо. И вот новый поворот: докажи свое право рулить на муниципальном конкурсе. Вроде бы правильно: монополизм надо душить в корне, с коррупцией бороться, улучшать показатели. А на деле - форменное издевательство, если не сказать больше.

Конкурсная документация на основании муниципального правового акта № 303 формировалась мучительно долго. Несколько вице-мэров, курирующих это направление, и руководителей департамента транспорта администрации сменилось. Процесс заметно ускорился, когда департамент возглавил Олег Демин, но...

- Сначала мы не придавали значения всему этому: надо - значит, надо, для нас главное – качественная работа на линии, - говорит один из представителей «транспортного цеха». - Может, какой-то пиар Игоря Пушкарева или еще что-то. Потом была встреча с Олегом Деминым, вице-мэром Константином Лободой. Всех успокоили: сильно не паникуйте, не накаляйте обстановку. Мол, если вы обслуживаете маршруты, вы на них и останетесь. Если делите маршрут с кем-то, договоритесь мирно. Пояснили, что первый конкурс будет скорее демонстрационный, все останутся при своем. Никто и не стал особо вникать в документацию, уточнять подробности. Люди власти нас заверили, что все нормально, значит, так и будет.

Теперь людям, доверившимся власти, покой только снится. В декабре 2013 года официально известили о проведении конкурса в январе 2014 года. И тут выяснилось, что на ряд лотов подали заявку другие компании, которые раньше на указанных маршрутах замечены не были. Выскочили, как черт из табакерки. Одну из таких, к примеру, курирует депутат краевого заксобрания Игорь Чемерис. Это не просто примечательный факт. Для таких, как оказалось, все входы-выходы открыты, им все доступно, везде - зеленый свет. Они и рады стараться.

- Мы говорим о необходимости повышения качества обслуживания в общественном транспорте, но эта проблема остается нерешенной, - заявлял Игорь Чемерис на одном и круглых столов на заданную тему. - Разные перевозчики по-разному справляются с проблемой. Мы должны обсудить эту тему, бизнес и власть должны вступить в диалог. Бизнес заинтересован в прибыли, но нужно помнить о потребителях услуг. Чтобы они заходили в чистый автобус, чтобы их обслуживал квалифицированный водитель.

Диалог получается странным, больше похожим на игру в один ворота.

Конкурс для своих

Раньше эта компания обслуживала ДВФУ, они возили студентов, преподавателей, университет им платил. Потом город пустил MAN-ы, от их услуг отказались, предложив на общих основаниях подать заявку. Скорее всего, были раньше какие-то договоренности по Русскому острову, да не срослось, больно пристальное внимание к объекту со стороны краевых и федеральных властей. А здесь тот самый случай, когда договор дороже денег. И при негласной поддержке администрации особо приближенные к власти персоны начали потихоньку входить на маршруты города.

Сначала, при экс-начальнике департамента Евгении Сорокине, под эту компанию сделали маршрут № 1. Частный перевозчик вырядился под муниципального. По крайней мере, на его автобусах так и указано: муниципальный транспорт. А что, хорошая ширма! Евгений Сорокин, правда, в августе 2013 года попал под следствие. В марте 2014 года дело по факту покушения на мошенничество передали в суд. По версии следствия, он, используя служебное положение, путем обмана присвоил деньги. Забавно, что задержание чиновника совпало по времени с публикацией его интервью относительно «транспортного балансирования» между социальной ответственностью перед горожанами и интересами бизнеса.

Добалансировались до следующего. Возьмем, к примеру, один из центральных и очень «вкусных» маршрутов № 49. На который, с молчаливого одобрения власти, пошли новые люди. Как же так, почему оттесняют тех, кто долгие годы добросовестно здесь работал, и кого заверили: беспокоиться не о чем? Все уперлось в документацию по конкурсу, она, как оказалось, буквально «левой ногой» написана. Словно специально подготовлена для того, чтобы устроить весь этот передел. Там нестыковка, тут противоречия с законом, замутили, авось проскочит. Нет - проблемы добросовестного перевозчика. Приличия соблюсти в общем, нельзя же сегодня просто так сказать: пошел вон отсюда!

Документальная бомба замедленного действия сработала. Когда конкурсная комиссия, в которую вошли, в частности, Олег Демин, председатель гордумы Елена Новицкая (с «совещательным голосом»), другие уважаемые люди, вскрыла конверт, оказалось, что эта особо приласканная компания «ВладАвто» подала заявку с нарушениями даже тех нормативов, которые прописаны в муниципальной документации.

Заявку в итоге отклонили. Вроде опять повод успокоиться: в наличии компания-участник, у которой есть машины, все документы в порядке, есть большой опыт работы на этом маршруте. Автобусы удовлетворяют всем требованиям, ГЛОНАСС, «Дельфин» установлены... Не тут-то было, по итогам вердикт: вы не победитель конкурса, у вас машин не хватает, идите-ка на второй тур!

Как пояснил опешившим конкурсантам Константин Лобода, причина - в витиевато написанной документации. Мол, вы не поняли всех тонкостей, читайте так, как мы ее понимаем. По таким же основаниям с конкурса сняли еще шесть компаний по другим маршрутам. Некоторые из них оспаривают это в суде, в дело вовлечена антимонопольная служба, прокуратура...

Ничего личного?

Почти по Черномырдину: хотели навести порядок, а получился хаос. Сейчас часть перевозок осуществляется по договорам, часть - без таковых. Что это значит? Те, кто без договоров, понятно, могут делать все, что хотят. Суды, неизвестно, на сколько растянутся, рынок перебаламучен, и кто за что отвечает, теперь толком никто сказать не может.

Почему на маршруте № 49, как и на остальных «отклоненных»,  по оценке чиновников не хватает машин, загадка. Те, кто пользуется им, вполне могут оценить регулярность автобусов, то, что они не простаивают до полного изнеможения пассажиров. Если нет нареканий, зачем рушить налаженную работу и заводить на маршрут новичков? Понятно, деньги, доходы, бизнес - ничего личного. Но если чисто по-человечески?

Эти маршруты стали «лакомыми» не потому, что они такими были изначально. В них вложены годы упорного, добросовестного труда, изучение реальных потребностей горожан. Логично, если бы изначально конкурс строился на изучении пассажиропотока, экономическом обосновании и других важных моментах. Этого не было и в помине. Скажем, в условиях написано, что на маршруте должно быть 20 автобусов. Кто вывел именно эту цифру, а не 18 или 25, на основании чего? Взяли «с потолка»: давайте, 20 поставим, а там видно будет. Чистая чиновная формальность. Неофициально же конкурентам «ВладАвто» было четко сказано: они не выиграют, маршруты не получат.

Когда новый человек заходит на новое направление, присмотреться, заново все выстроить. Он начнет все переделывать на свой лад, при этом горожан вдруг поставят перед фактом, что того, к чему они привыкли, с чем сверяют свой график, больше нет. Какими проблемами это для них обернется, можно только гадать. А то, что они появятся, несомненно. Да, лучшее - враг хорошего. Но станет ли лучше в итоге?

И еще коллектив, который сложился за долгие годы. Все при деле. Забирают маршрут - куда пойдут люди? Водители, инженеры, врачи, механики, которые выпускают автобусы на линию, диспетчеры? Их мэрия, получается, как котят, выбрасывает, «топит» в угоду конкретно взятой коммерческой фирме. Ладно бы дали что-то взамен состоявшемуся участнику рынка транспортных услуг, но этого нет.

Цивилизованно ситуация может разрешиться, наверное, только по суду. Пока же на выходе - опыт, с которым не считаются и налаженная работа, которая нужна горожанам, но мало волнует чиновников.

Илья ШИШКИН