Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Корпорацию по развитию Дальнего Востока создавать не нужно – Дмитрий Медведев

18.02.2013

Создавать государственной компании развития Дальнего Востока и Сибири на сегодняшний день нет необходимости. Такую позицию высказал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев во время работы в одной из секций X Красноярского экономического форума, который завершил работу в минувшие выходные. С мнением премьера согласны эксперты Дальневосточного региона, которые считают, что создание автономного учреждения, контролирующей финансовые потоки и распределение природных ресурсов, имеет шансы стать очередной коррумпированной структурой.

- Госкорпорация – нужна/не нужна? С идеологической точки зрения, мне кажется, не нужна, потому что вообще наши попытки решать все проблемы созданием госкорпораций – это такой тупиковый путь развития, это отчасти такой советский подход. Но, с другой стороны, какие-то инструменты нужны. Нужно ли этим инструментам придавать форму государственной корпорации, я сильно сомневаюсь, - сказал Дмитрий Медведев.

Тем не менее, премьер подчеркнул, что специализированные институты развития, которые работают на сибирском и дальневосточном направлениях, все же нужны.

Местный бизнес на периферии

Собственно, саму задумку создания госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Сибири депутаты, экономисты и политологи критиковали неоднократно. Недавнее сообщение о том, что Минэкономразвития РФ подготовило очередной доклад о формировании автономной структуры, вызвало обсуждение в экспертном сообществе Приморья, в столице которого, по задумке авторов проекта и разместится штаб-квартира госкорпорации.

С одной стороны, по мнению политолога Александра Зыкова, в создании такого института есть плюсы с точки зрения нивелирования негативных моментов, связанных с политической нестабильностью в регионе. Эксперт отмечает, что на сегодняшний день во всей России происходит ротация глав регионов. Это позволяет московскому бизнесу спокойно заходить в регионы. Что касается Дальнего Востока, то здесь для власти принципиально подбирать губернаторов не из местных элит, а из Москвы или Сибири, дабы снизить возможность реализации коррупционных схем, и, соответственно, без согласования с местными элитами реализовывать свои проекты. Однако на Дальнем Востоке федеральные власти пока смогли заменить "своим" человеком только одного главу – в Приморье.

Александр Зыков, политолог, независимый аналитик

Если элиты на местах сильны, то велика возможность возникновения политических и экономических конфликтов, которые замедляют весь процесс. И госкопрпорация направлена на то, чтобы эти негативные процессы нивелировать. Для развития Дальнего Востока необходимо, чтобы регион был конкурентоспособен не только на территории России, но, в первую очередь, с мировыми экономическими акторами (Транснациональными корпорациями – ред.). Местный бизнес решить эту задачу не в состоянии, единственный способ – это мобилизация федеральных корпораций. Это полный контроль над территорией в получении дивидендов. Естественно, это противоречит региональным интересам, но при этом выполняется главная задача, то есть, чтобы Россия не отстала от мировых лидеров экономики.

Оборотная сторона медали в том, что факт создания госкорпорации, по сути, наступает на горло местному бизнесу.

- Это серьезный негативный момент, во всяком случае, для Приморья, поскольку местная экономическая элита организовывалась самостоятельно. Их не стимулируют, а отлучают от всех процессов. Также минус в том, что проекты будут реализовываться не в интересах местного населения, а в интересах управляющих московских групп, - предполагает эксперт.

Опять недосчитаемся…

Впрочем, даже если принять позицию, что положение Дальнего Востока в мировой экономике важнее, чем интересы регионального бизнеса, и предположить, что госкопрорация имеет шансы на существование, то возникает вопрос в эффективности работы данной структуры.

По мнению директора Тихоокеанского центра стратегических разработок, доктор экономических наук Михаила Терского, минусы есть в том, что возникает опасность создания еще одной мощной монополистической структуры, которая будет контролировать доступ к ресурсам Дальнего Востока. А любой монополизм, по мнению эксперта, чреват тем, что исчезает конкуренция, прежде всего на инвестиционном рынке, что приводит к снижению эффективности, повышению цен.

- Есть опасность, что мы получим неэффективную систему управления национальными ресурсами на Дальнем Востоке. Тем более, все-таки госструктуры на Дальнем Востоке продемонстрировали достаточно высокую коррупционную составляющую. Есть опасность неэффективного использования бюджетных денег. Госструктуры в силу своего особого статуса практически все повержены коррупции. И чем больше денег попадает в структуру, тем их больше уходит по коррупционным каналам. Как часть системы госкорпорация получит все эти негативные гены, и через несколько лет, также как с форумом АТЭС мы можем быть свидетелями того, что где-то недоложили, а где-то и своровали, - не исключает Михаил Терский. 

А для кого структура?

Еще одна опасность создания неэффективного института в том, государственная система управления бизнес-проектами почти всегда менее эффективна, чем частная.

- Люди на государевой службе имеют квалификацию ниже, чем в частном бизнесе, так во всем мире. И государство не в силах конкурировать за качественные ресурсы на рынке труда, в том числе и проектных менеджеров, - уточнил эксперт.

При этом, по мнению экономиста, принадлежность потенциального топ-менеджера к частному бизнесу не сыграет решающей роли, поскольку, попадая в систему он, скорее, адаптируется к существующим правилам.

Не менее проблематичным видится экспертам вопрос привлечения реального бизнеса к услугам госкопорации. На сегодняшний день частных инвесторов, готовых вложить средства в экономику Дальнего Востока, не так много. Кроме того, те проекты, которые имеют эффективность, давно уже реализуют представители государственного бизнеса, такие как, например, "Роснефть" или "Транснефть", поэтому потребности в госкопрорации не испытывают, полагает собеседник агентства.

Как сообщало издание «Далекая Окраина» ранее, о перспективах развития Восточной Сибири и Дальнего Востока с помощью создания госкомпании впервые заговорил глава МЧС РФ Сергей Шойгу на встрече с Владимиром Путиным 21 января 2012 года. Этот проект развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, получивший условное название "Восточная корпорация", по мнению, дальневосточных ученых, не в полной мере учитывает интересы коренного населении региона и нуждается в широком обсуждении общественности и ученых.

Также идея создания госкомпании развития Сибири и Дальнего Востока, так называемой "Восточной корпорации", обсуждалась в начале марта на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова. Эксперты назвали проект создания госкорпорации утопическим и выразили надежду, что проект останется только на бумаге. Структура, отвечающая за развитие Дальнего Востока появилась, однако в виде министерства, которое возглавил Виктор Ишаев.

Вместе с тем, планировалось, что официально о госкомпании объявят на саммите АТЭС, который проходил во Владивостоке в сентябре 2012 года, но этого не случилось.

Однако в конце ноября на заседании Госсовета президент РФ Владимир Путин вновь заявил о необходимости создания госкорпорации по развитию Дальнего Востока. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский поддерживает эту идею.

В начале февраля 2013 года планы по созданию государственной компании развития Дальнего Востока вновь заняли умы федеральных чиновников. Соответствующий документ с предложениями Минэкономразвития РФ направило председателю правительства Дмитрию Медведеву. Согласно проекту, штаб-квартира созданного института будет располагаться во Владивостоке.

Отметим, что генеральной идеей, которой руководствуются власти, объясняя необходимость создания такой структуры, является возрождение региона с помощью инвестиционных вливаний иностранных компаний.