Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

На Камчатке «урезали» территорию природного парка для строительства горнолыжного курорта

27.07.2020

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – службе российского отделения Greenpeace, Владимир Солодов, исполняющий обязанности губернатора Камчатского края, 11 июня подписал постановление, изменяющее границы природного парка «Южно-Камчатский»: из территории исключено более 15 тысяч гектаров. Эта территория понадобилась для строительства горнолыжного курорта.

Проект «Парк «Три вулкана» разработчики презентуют как инвестиционный проект, что, по их словам, станет «прорывом» в туристической отрасли Камчатского края и внесёт большой вклад в экономическое развитие региона. В рамках проекта планируется строительство горнолыжных трасс, гостиниц, туристических лагерей, сети дорог и морского порта.

Однако для реализации столь значимого начинания на Камчатке не нашлось другого места, кроме территории природного парка.

Для того, чтобы уместить масштабный проект площадью 280 квадратных километров, пришлось подвинуть границы природного парка «Южно-Камчатский». Сделать это оказалось просто: в короткие сроки был изменён региональный закон, а затем и положение о природном парке. Как это удалось? Сейчас в Камчатском крае по закону можно исключать из особо охраняемой природной территории участки, «на которых расположены природные комплексы и/или объекты, в отношении которых осуществление мер охраны… возможно без сохранения режима особо охраняемой природной территории».

Восточный склон вулкана Вилючинский и вся территория вплоть до тихоокеанского побережья, включая бухты Вилючинская и Жировая, лишились природоохранного режима и отданы под строительство транспортной и туристической инфраструктуры.

Исключённый из природного парка участок входит в объект ЮНЕСКО «Вулканы Камчатки». Это живописные горные и приморские ландшафты, реки – нерестилища тихоокеанских лососей, места обитания редких и находящихся под угрозой уничтожения животных и растений, в том числе белоплечего орлана и сапсана. 

Очевидно, что при строительстве такого числа инфраструктурных объектов и при планируемой посещаемости до 400 тысяч человек в год уникальные природные комплексы будут полностью утрачены. Это ещё один пример того, как вопросы охраны природы и сохранения биоразнообразия на планете оказались менее важными, чем реализация единичного проекта. 

Статус объекта всемирного наследия также не смутил авторов проекта: в Центр всемирного наследия была отправлена заявка на «незначительное», в интерпретации авторов, изменение границ объекта. Заявка будет рассмотрена на ближайшей сессии Комитета всемирного наследия.

В качестве компенсации исключаемой территории к природному парку был присоединён памятник природы «Кальдера вулкана Горелый» и небольшой смежный участок. Поскольку эта местность и так являлась особо охраняемой природной территорией, то её слияние с природным парком – формальность, не восстанавливающая общую площадь заповедных земель региона.

Проект «Парк «Три вулкана» получил поддержку и региональных, и федеральных властей. Строительство первых объектов запланировано на 2022 год. Этого нельзя допустить.

Камчатка – уникальный природный регион, и курорт «мирового уровня» не должен строиться за счёт природного достояния мирового уровня. Российское отделение Гринпис выступает за восстановление границ природного парка «Южно-Камчатский» и перенос туристско-рекреационной зоны за пределы особо охраняемых природных территорий. Мы направили обращения врио губернатора Камчатского края Владимиру Солодову и в Генеральную прокуратуру РФ.

ООО «Парк «Три Вулкана» создано группой «Интеррос» Владимира Потанина и структурами Сергея Бачина, председателя Совета директоров курорта «Роза Хутор». Владельцы «Роза Хутор» давно планируют строительство ещё одного курорта – на территории Кавказского заповедника. Владимир Потанину принадлежит «Норильский никель», авария на объекте которого в мае 2020 года привела к крупнейшей экологической катастрофе в российской Арктике. Представители «Норильского никеля» препятствовали независимой экологической экспертизе последствий разлива дизельного топлива. Урон экосистемам Таймыра в результате этой аварии не оценён до сих пор.

Далекая окраина