Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Над лесами у озера Байкал нависла угроза

06.09.2022

Как сообщили изданию «Далекая окраина» в российском отделении Гринпис, природе России снова нужна помощь неравнодушных к ней людей. На этот раз угроза нависла над лесами у озера Байкал, объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО. 

Несколько российских сенаторов и депутатов внесли в Госдуму законопроект, которым планируется скорректировать федеральный закон «Об охране озера Байкал». Эксперты российского Гринпис изучили этот проект и пришли к выводу, что он противоречит российским законам и может нарушить целостность уникальной природы Байкала. 

Проблемы с законом

Поправки, которые предложили внести сенаторы и депутаты, разрешат сплошные санитарные рубки у самых берегов Байкала. Важно отметить, что такие рубки здесь были запрещены с 1999 года, когда был принят закон «Об охране озера Байкал». До сих пор запрет помогал сохранять ценные и уязвимые леса вокруг озера. Сейчас этот инструмент может просто исчезнуть.

Эксперты российского Гринпис считают, что если разрешить сплошные рубки у самых берегов Байкала, это неминуемо приведёт к деградации неповторимой природы и целому ряду проблем, которые будут угрожать экосистеме озера. 

Жизнь без лесов

Леса играют важную роль в целостности и функционировании Байкальской экосистемы, а их внезапное исчезновение может привести иногда к непредсказуемым последствиям. 

1. Эрозия почвы и загрязнение озера.

Рубки лесов и искусственное лесовосстановление в горах с использованием обычной лесозаготовительной и дорожной техники всегда ведёт к резкому росту эрозии почвы. Чем больше будет сплошных рубок вблизи Байкала, тем больше будет смываться глины, песка и биогенных элементов в озеро и впадающие в него водотоки. 

Массивный рост биогенных элементов в Байкале приводит к бурному развитию микроводорослей ― спирогиры. Она вытесняет полезные и естественные для водоёма организмы, которые начинают страдать от нехватки кислорода. Поэтому вдоль «цветущих» рек и озер можно увидеть много мёртвой рыбы.  

2. Пожары.

Эксперты уверены: чем выше транспортная доступность лесов для посещения людей, тем выше пожарная опасность. А проведение санитарный рубок в любом случае будет требовать строительства новых лесовозных дорог. 

Исследования показывают, что пожары в тайге во многом связаны именно с рубками и расширением лесозаготовительной инфраструктуры. Леса у Байкала горят из года в год, а после снятия запрета на сплошные рубки масштаб проблемы лишь увеличится. 

3. Разрушение привычных мест обитания животных.

Кроме всего прочего, сплошные рубки и строительство новых дорог в диких лесах, где будет постоянно ездить тяжёлая техника и вывозить древесину, разрушат натоптанные животными тропинки ― привычные маршруты или пути миграции, по которым они передвигаются. Такое необычайное ухудшение условий обитания может привести к хаотичной миграции оседлых животных, что часто заканчивается их массовой гибелью.

Вокруг Байкала ещё остались дикие, практически не затронутые деятельностью человека леса, в том числе крупные нефрагментированные массивы ― малонарушенные лесные территории. Это наиболее ценные с точки зрения биологического разнообразия территории вокруг Байкала. Но в то же время, это самые лакомые куски для лесозаготовителей, так как там ещё сохранилась ценная хвойная древесина.

«Снятие запрета на сплошные санрубки вокруг Байкала фактически открывает лазейку для массовой коммерческой заготовки древесины, ― считает Вилен Лупачик, эксперт лесного отдела российского Гринпис. ― На практике сплошные санрубки превратились в способ обхода ограничений на обычное коммерческое лесопользование в защитных лесах. Перенос этой практики к окрестностям Байкала увеличит количество рубок в оставшихся диких лесах, где ещё сохранились значительные объемы ценной, особенно для рынка Китая, хвойной древесины». 

Вопросы к законодателям

При таком количестве негативных последствий возникает вопрос: для чего вообще нужен этот законопроект?

В пояснительной записке к проекту сказано, что он направлен на «решение вопросов, связанных с экологической безопасностью», а одна из причин ― оздоровление лесов. Якобы, у Байкала из-за развития бактериальных болезней накопилось слишком много мёртвой или повреждённой древесины, куда заселяются насекомые-вредители, размножаются и уничтожают всё новые леса. По мнению законодателей сплошные рубки решат эту проблему. Также инициаторы законопроекта считают, что сплошные рубки обязательно и очень срочно нужно проводить в лесах, повреждённых от пожаров, «для дальнейшего воспроизводства лесов на данных участках».

Стоит сказать, что данные о масштабном ухудшении санитарного состояния байкальских лесов из-за бактериальных болезней, на которые ссылаются законодатели, не подтверждаются лесопатологическими обследованиями ФБУ Рослесозащита и общедоступными космосниками. Инициаторы проект ссылаются на данные о 64,7 тысячах гектаров повреждённых лесов, в то время как данные Рослесозащиты говорят только о 3,7 тысячах. Пройденные же пожарами территории диких горных лесов смогут восстановиться и уже восстанавливаются сами без сплошных рубок и новых лесовозных дорог. Здесь лучшая помощь ― не мешать или направить силы на борьбу с самими пожарами, а не бессмысленную и даже вредную для экосистемы Байкала борьбу с последствиями.