Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Нам любые дороги дороги?

01.10.2014

Владивостоку с его сложным рельефом, с узкими «бутылочными горлышками» главных транспортных артерий – на Эгершельд, на Чуркин-Тихую в районе Спортивной, на въезд и выезд в районе «Зари» и т.д. – не помогли радикально решить «пробочный вопрос» даже Золотой и Русский мосты вместе с дорогой Патрокл – Седанка. Теперь разрабатывается проект кольцевой автодороги ВКАД, скромной оценкой в 50 млрд. руб. В чьи карманы?

Кому выгодно?

Вопрос не просто крамольный, а буквально святотатственный: какие карманы? – городу до зарезу необходима ВКАД! С этим согласился и полпред Юрий Трутнев, заявивший дословно: "Это хороший, важный и нужный проект. Я думаю, что любому крупному городу нужна кольцевая автодорога. А Владивостоку она нужна тем более, поскольку у города сложный рельеф. Но на него тоже надо найти деньги, и к этому проекту применим принцип частных инвестиций. ВКАД решает не только городские транспортные проблемы, но и создает коридор движения грузов из порта… лучшие условия для ведения бизнеса, сама может себя окупать. Мы попросили мэра изучить такую возможность, посчитать. И если бизнес пойдет в этот проект, во-первых, ВКАД станет дешевле, а во-вторых, мы поймем, что он нужен, и тогда будем двигать его дальше" (цитата РИА ПримаМедиа). То есть, очевидно, что ВКАД нужен всем нам, жителям и гостям Владивостока, предпринимателям и бюджетникам, даже тем, кто не подозревает о его существовании, но чьи транзитные грузы по ВКАДу повезут. Но, кончено, такое строительство обойдется недешево, к чему тоже надо быть готовым – 50 миллиардов рублей, или около полутора миллиардов долларов США, такова цена вопроса. Причем, зная по опыту об удорожании подобных проектов в ходе их реализации (будь то трубопроводы ВСТО, объекты саммита АТЭС-2012 и олимпийского Сочи), предположим и его удорожание, процентов эдак на 60, что составит примерно $ 2 млрд. по нынешнему курсу. Всего 1% от этой суммы «потянет» на 20 миллионов долларов, но где такое видано, чтоб у нас на строительстве воровали, зарывали и всячески присваивали один процент?!

"Мы обязаны как можно скорей решить вопрос с выводом грузового и транзитного транспорта с Эгершельда. Мы получили поддержку проекта. Так как строительство требует значительных средств – порядка 50 млрд руб. – мы будем привлекать инвесторов. Уже работаем над этим. Когда подберем инвесторов, то при поддержке полпреда Юрия Трутнева будем дополнительно решать вопрос с софинансированием из федерального бюджета" – заявляет с готовностью мэр Владивостока Игорь Пушкарев и не корысти ради, а токмо волею горожан, ибо проект ВКАД прошел т.н. «общественную экспертизу» и  его поддержали более 10 тысяч жителей города, опрошенных агитаторами в рамках прошлогодней избирательной кампании главы администрации краевого центра…

Но если углубиться в историю вопроса дорожного строительства – отнюдь не во времена Царя Гороха, а так, слегка, не дальше периода властвования последних градоначальников – то увидим: дорожным строительством и благоустройством дорог ведало МУП «Дороги Владивостока». Являвшее собой бездонный омут, куда с завидным постоянством вливали деньги из бюджета, не получая ожидаемого горожанами результата.

Так еще накануне проведения саммита АТЭС-2012, когда в благоустройство пусть даже не всего Владивостока, а хотя бы т.н. «гостевого маршрута» вкладывались внушительные средства из федерального бюджета, депутаты думы краевого центра озаботились темой эффективности этих капвложений вообще и работой МУП «Дороги Владивостока» в частности. Местная пресса тут же подхватила почин, сообщив депутатам следующее:

«…за годы существования МУП «Дороги Владивостока», созданного с благой целью получить, наконец, ответственного за состояние дорог в краевом центре, на этом предприятии за семь лет сменилось семь руководителей, причем пятеро из них — за годы руководства городом мэра Игоря Пушкарёва. Двое из пятерых, Павел Демичев и Александр Гуснов, пришли в МУП из компании, подконтрольной бизнес-группе Игоря Пушкарёва, ОАО «Владивостокский бутощебеночный завод», а основным кредитором МУПа стала управляющая компания «ДВ-Цемент», также являющаяся семейным предприятием мэра (ее учредителями стали ООО «Парк-Актив», дочерняя фирма «Парк-Групп» и лично Сергей Вялых — в прошлом офицер ФСБ, топ-менеджер «Парк-Групп», а ныне — руководитель УФАС по ПК). Казалось бы — в такой обстановке всё должно быть под контролем, тем паче, что деньги-то бюджетные, а с 2009 года не только муниципальные, но и федеральные, выделяемые на строительство и ремонт городских дорог к саммиту. Однако на деле контроль оказался неэффективным: бюджетные средства из МУП «Дороги Владивостока» растаскивали налево и направо на протяжении всех трех последних лет! Растаскивали нагло, беспардонно, явно не боясь никакой ответственности. К каковой, кстати, никого и не привлекли…» (цитата газеты «ДВ ведомости» от 24 марта 2012 г.).

Примечательно, что несколько ранее вышеупомянутое РИА ПримаМедиа также изучало вопрос семейного бизнеса градоначальника, но несколько в другом ракурсе. И выяснило следующее: «Как сообщил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Приморскому краю Сергей Вялых, ОАО "Спасскцемент", ОАО "Владивостокский бутощебеночный завод", ОАО "Дробильно-сортировочный завод" занимают монопольное положение на рынках цемента и щебня в регионе. Данные предприятия внесены в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более чем 35%. Для "Спасскцемента" эта доля составляет более 65%, для "Владивостокского бутощебеночного завода" и для "Дробильно-сортировочного завода" - 65% соответственно…

Единственным учредителем ООО "Востокцемент" является ООО "Управляющая компания "Парк Групп". В свою очередь учредителями ООО "УК "Парк групп" являются физические лица Пушкарев Андрей Сергеевич (70% от уставного капитала) и Пушкарев Владимир Сергеевич (30% от уставного капитала), которые, соответственно, приходятся родными братьями главе администрации Владивостока Пушкареву Игорю Сергеевичу…»

Таким образом, вопросов насчет того, кто контролирует львиную долю рынка материалов для дорожного строительства в Приморском крае ни у кого остаться не должно: это семья Пушкаревых, в которой старший из братье возглавляет администрацию города и двигает проект ВКАД «стартовой стоимостью» в 50 млрд. руб., рассчитывая на поддержку Юрия Трутнева и получение федерального софинансирования. Кому выгоден проект – известно.

Кому не выгодно?

Теперь о том, кому данный проект не выгоден и почему именно. А невыгоден он именно горожанам. Невыгоден тем, что в текущих экономических условиях проект наверняка превратится в долгострой даже при наличии федерального финансирования, а долгострой этот обязательно будет создавать неудобства и дополнительные проблемы при движении в городе. То есть, проект ВКАД был бы выгоден всем, при условии, что реализовывали бы его профессионалы вкупе с добросовестными руководителями, но в данный момент в крае и краевом центре с этим напряженка. Так дорожный департамент администрации края уже несколько последних месяцев лихорадит кадровыми перетрясками, основные компании в данном бизнесе со строительного рынка потеснены, и надо полагать вовсе не для того, чтобы дать им новое поле деятельности в виде подрядов на строительство ВКАД, а на их место придут новые предприятия, хоть и не знакомые, зато «нужные». А как работают «нужные» люди мы знаем из опыта того же МУП «Дороги Владивостока», где аудиторы и ревизоры контрольно-счетной палаты год от года выявляли однотипные финансовые нарушения, но всякая реакция на эти факты ограничивалась сменой директоров – одного «нужного» человека меняли на другого, и все повторялось. Вплоть до абсурда, когда МУП списывал уложенный на дороги города асфальтобетон по цене меньше закупочной, явно себе в убыток, но не в убыток фирме-поставщику – семейному предприятию Пушкаревых.

Качество же работ при таком подходе оставляет желать лучшего. По той простой причине, что строить дорогу действительно на века – не выгодно! Выгоднее построенную дорогу ежегодно «ремонтировать», снова и снова списывая на это бюджетные миллионы, прямо в «закрома» монополистов рынка стройматериалов и компаний-подрядчиков. А если за ними стоят одни и те же лица? Это ж вообще золотое дно!

Об этом местная пресса также рассказывала совершенно недвусмысленно: «…городское предприятие — работает, проводит аудит. Аудит выявляет ряд недостоверных сведений в бухгалтерии на суммы в десятки миллионов бюджетных рублей — выходит, нарушения надо устранять, виновных наказывать, возможно, даже привлекать к уголовной ответственности?! А что вместо этого? Меняется очередной директор, и через год уже проверка Контрольно-счетной палаты выявляет сходные по сути нарушения на сопоставимые суммы… И там вновь меняется директор, но — никаких выводов, никакой ответственности. А бюджетные деньги продолжают утекать сквозь решето МУПа в бездонную яму владивостокских дорог. Пирамида, в основании которой — производство стройматериалов, затем МУП, еще выше — Контрольно-счетная палата, а на самой вершине — глава администрации города и фактический начальник всех вышеназванных структур Игорь Пушкарёв, стоит незыблемо! И никакой прокурор к ней подступиться не может! А мы потом удивляемся: деньги же были большие, а новые качественные дороги-то где?»

Исходя из таких реалий только и остается, вопреки банальной логике, выступать против проекта ВКАД. Хотя дорога-то давно необходима и очень полезна. Но лишь при условии добросовестного строительства и дальнейшей эксплуатации и обслуживания, на которые рассчитывать в данный момент могут только очень наивные люди.

В городе на данный момент плачевное состояние множества дорог, где рыдают водители и калечится транспорт. Эти проблемы – дорожного строительства, развития транспортной сети и надлежащего ухода и содержания проезжей части – на протяжении многих лет не находят эффективного решения. Значит, нам самое время затеять очередной грандиозный проект, провалить-затянуть его, и прибавить к общему километражу «убитых» дорог еще и километры ВКАД? Не слишком ли дорогим окажется это удовольствие? И не проще ли все же сперва добиться от городских властей должной работы по развитию и содержанию имеющейся дорожной сети краевого центра, обустройству многократно обещанных и так давно необходимых парковок, упорядочению движения – введя платную парковку, как в Москве? – а потом только браться за проект ВКАД, запуская «козлов в огород»…

Виктор БУЛАВИНЦЕВ.