Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Разговоры о запрете акционирования "водных" ГУПов можно назвать беспомощными – Юрий Авдеев

16.04.2013

Условия приватизации объектов ЖКХ в России решили сделать более определенными. Разработчики законопроекта предлагали закрыть частникам доступ к водопроводу и канализации. Однако им рекомендовали все-таки оставить "водным" ГУПам и МУПам возможность преобразовываться в акционерные общества. По мнению к.э.н., директора Азиатского-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрия Авдеева, разговоры о запрете акционирования объектов коммунального хозяйства можно назвать беспомощными, потому что "умирающая" инфраструктура ЖКХ нуждается в любых инвестициях, и привлечение бизнеса в эту сферу необходимо.

Акционировать – не акционировать

Как писала "Российская газета", условия передачи объектов "коммуналки" в частные руки хотят ужесточить. Если законопроект примут, собственник, предоставляя услуги потребителям, обязан будет придерживаться регулируемых тарифов. А также заниматься реконструкцией и модернизацией коммунальной инфраструктуры, которой он владеет.

Особое место в этом вопросе отвели предприятиям, оказывающим услуги водоснабжения. "Водные" ГУПы и МУПы предлагали вообще запретить приватизировать. Однако по причине "катастрофического состояния отрасли" было решено оставить им возможность преобразовываться в акционерные общества. Но с условием, что контрольный пакет будет принадлежать государству.

Стоит отметить, что практику привлечения бизнеса в коммунальный сектор используют многие страны.
 Подразумевается, что частник более эффективен, чем государство. И может принести больше пользы потребителям. Тем более что помимо инвестиций у частной компании есть опыт управления, которого нет у государства. При этом Россия пока одна из немногих стран, в которой условия приватизации объектов коммунальной инфраструктуры законодательно четко не определены.

Ранее некоторые региональные СМИ писали, что новый законопроект поставил под сомнение возможное акционирование "Приморского водоканала". Однако даже в случае преобразования предприятия в ОАО контрольный пакет останется за государством. Так же как и обязательство регулирования тарифов. Об этом не раз заявляли представители краевой администрации, когда план приватизации приморских "гигантов" - КГУП "Приморский водоканал" и КГУП "Примтеплоэнерго" - вызвал бурную дискуссию.

- Понятно, что есть и противники, и сторонники данной меры. Но смысл в том, что 
за последние 20 лет мы ничего не построили. Много ли было создано новых объектов коммунального хозяйства? Много ли было переложено канализационных и водопроводных труб?  Везде ли используются инновационные технологии? К сожалению, нет.
Сегодня очевидно, что население не в состоянии отвечать по прежним долгам государства.

Когда строится новый дом или реконструируется старый, обеспечьте перекладку всех сетей, реновацию имеющегося хозяйства. Тогда и поговорим о том, передавать или не передавать в частные руки, оставлять или не оставлять у государства.
Мы сегодня, попросту говоря, "доедаем" ту инфраструктуру, которая была создана еще в годы советской власти. Поэтому все разговоры на эту тему можно назвать беспомощными.
Речь идет об "умирающей" инфраструктуре.
Инвестиции нужны любые: и частные, и государственные. Будь моя воля, я бы издал один-единственный закон: как минимум половину дохода от сырья, которое мы распродаем за рубеж, направлять на обновление коммунальной инфраструктуры, - считает Юрий Авдеев.

Дело на 5 миллиардов

Эффективно и в сжатые  сроки модернизировать коммунальную инфраструктуру Приморья можно только с помощью частных инвестиций, уверены эксперты. По подсчетам специалистов "Приморского водоканала", только на обновление основных фондов системы водоснабжения во Владивостоке требуется более 5 млрд рублей:
всего необходимо переложить 535 км ветхих сетей. Краевой бюджет таких расходов не потянет. А если предприятие продолжит бороться с проблемой исключительно своими силами, на обновление уйдет порядка 40 лет (для сравнения: в 2011 году "Приморский водоканал" переложил 14 км сетей, а в 2012 году – 12 км).

Идея впустить в краевые предприятия – Примводоканал и Примтеплоэнерго - "руку" частного инвестора, по словам первого вице-губернатора Приморья Александра Костенко, появилась вовсе не сегодня - к этому в регионе шли уже давно. Власти предлагают преобразовать предприятия в акционерные общества со 100-процентным участием администрации края в целях создания условий для привлечения внебюджетных инвестиций в реконструкцию, модернизацию и развитие акционируемых предприятий.

Однако инициатива краевой власти вызвала острую дискуссию среди депутатов и экспертов отрасли. Против высказался и глава Владивостока Игорь Пушкарев, который предложил вернуть сети городу. При этом когда-то именно он обратился в городской парламент с вопросом о передаче сетевого хозяйства столицы региона в госсобственность.

"Наша позиция по акционированию "Приморского водоканала" однозначна и понятна. Когда депутаты Думы прошлого созыва передавали имущество водоканала в краевую собственность, передавали не для того, чтобы он потом стал акционерным обществом. Нет ни одного примера, где акционировали водоканал, и он стал хорошо от этого работать", - заявлял в декабре прошлого года Игорь Пушкарев.

Игры с тарифом
Тема тарифов стала самой волнительной в вопросе акционирования "Приморского водоканала".
На их рост ссылались все противники акционирования краевого предприятия. Стоит отметить, что на сегодняшний день тариф на воду и канализацию остается самым низким в Приморье. В то время как в ряде муниципальных образований края вода стала на вес золота. Действительно, население приморской глубинки с лихвой хлебнуло последствий "эффективного" управления частных водоканалов – ООО. Водоканалы-однодневки продолжают становиться банкротами. Такой прогноз давали и "Приморскому водоканалу". Противники акционирования ссылались также на то, что согласно законодательной базе РФ, предприятия коммунального комплекса не могут быть частными. Несмотря на уверения краевой администрации, которой, согласно тому же закону, в случае преобразования КГУП в ОАО предстоит вершить судьбу тарифа на воду.

Предельные индексы роста тарифов устанавливает Федеральная служба по тарифам, и на основании ее решения субъекты назначают цены на коммуналку. В Приморье, в частности, данная функция отводится департаменту по тарифам краевой администрации.

Кроме того, в целях обеспечения бесперебойного предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения права водоканалов, независимо от их организационно-правовой формы, ограничивает закон.
Так, 178-ФЗ вносит запрет на перепрофилирование предприятий, а 416-ФЗ – на вывод из эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения без санкции субъекта, в данном случае администрации Приморского края.

Некоторые депутаты отнеслись к инициативе краевой власти с опасением, полагаясь на взвешенную работу перед принятием решения.

"Инициаторы акционирования должны представить детальный бизнес-план, в котором бы четко описывалось, что может это дать предприятию. Я в свою очередь буду жестко настаивать на том, чтобы потенциальные инвесторы (или же их полномочные представители) выступили перед Законодательным Собранием и администрацией, рассказав о своих планах на покупку", - комментировал тогда ситуацию депутат фракции "Единая Россия" Дмитрий Новиков.

Разумный выбор

Тем временем эксперты отрасли назвали решение об акционировании "Приморского водоканала" вполне разумным. "Государство развивается, есть план приватизации и на уровне правительства, и на уровне субъекта, все по плану и делается. Нет другого пути. Я думаю, это правильное решение. Хотя многие считают, что стратегические объекты не должны приватизироваться, но основной пакет и так будет у государства", - комментировал ранее ситуацию член Совета Некоммерческого партнерства Межрегионального жилищно-коммунального объединения (НП МЖКО) Владимир Самарин.

Оценил инициативу власти и председатель экспертного совета по качеству услуг ЖКХ Приморского края Сергей Садовой.

"Я думаю, что решение приватизировать "Примводоканал" - разумное. Оно даст возможность объединить успешные подразделения этого предприятия со слабыми. И хозяин "Примводоканала" будет понимать, что несет ответственность не за "сытый кусок", а за все предприятие. Небольшие подразделения этого предприятия в разных районах края не тянут, у них нет возможности ввести новые технологии, а развиваться они могут только за счет привлечения денежных ресурсов. Поэтому предприятию необходим собственник, но им должен быть не случайный человек. Отбор должен быть жестким. Но, насколько мне известно, администрация края будет осуществлять контроль за работой руководства "Примводоканала", за процессом принятия решений", - отмечал Садовой.

Что показывает опыт

Ситуацию с возможным акционированием комментировали не только местные, но и федеральные эксперты. В их числе - представители Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), Института экономики ЖКХ и Высшей школы экономики.

"Акционерные общества могут устанавливать только экономически обоснованный тариф
в пределах установленного для отрасли индекса роста. Все это позволяет снизить нагрузку на тариф и обеспечит "прозрачность" его составляющих.  Вдобавок деятельность акционерного общества носит публичный характер, и ОАО обязано раскрывать информацию по отчетности и учредительным документам, а также проводить ежегодный аудит бухгалтерской отчетности", - рассказала исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.

Исполнительный директор Института экономики жилищно-коммунального хозяйства Ольга Савельева в своем комментарии также обозначила преимущества акционирования: привлечение инвестиций, оптимизация внутренних издержек в управлении, повышение эффективности работы предприятия, внедрение новых технологий и, как следствие, повышение качества услуг для потребителей. Вместе с тем, федеральный эксперт отметила, что перед преобразованием предприятия в ОАО необходимо детально проработать его план развития.
"В сфере ЖКХ государственно-частное партнерство реализуется уже давно в арендной форме. Говорить можно очень много, на эту тему написана не одна книга. Опыт есть разный, где-то ГЧП зарекомендовало себя практически. Конечно, это позитивный момент, просто у нас такие механизмы еще недостаточно отработаны, имеются ограничения, связанные с бюджетными обязательствами перед частными инвесторами, - у нас нет долгосрочного планирования этих обязательств", - рассказал в беседе с корр. РИА PrimaMedia заместитель директора Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики, автор книги "Государственно-частное партнерство: теория и практика" Владимир Королев.

Стоит отметить, что ставку на привлечение инвестиций в инфраструктуру ЖКХ сегодня делает и город Москва, где с сентября 2011 года действует программа "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры", целью которой является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса, привлечение инвестиций и улучшение качества услуг.

"На крупные города бюджетные деньги выделять, на наш взгляд, неверно. Там должны механизмы работать – государственно-частные партнерства, концессионеры, частные инвестиции, либо инвестирование в унитарные предприятия, если они эффективно работают", - сказал в ходе пленарного заседания 3-го Международного форума "Чистая вода–2012", прошедшего в ноябре прошлого года, заместитель мэра Москвы Петр Бирюков.

Стратегия государства

В 2018 году Россия станет площадкой для Восьмого Всемирного водного форума, что позволит закрепить за нашей страной лидирующую роль в мировом водохозяйственном диалоге и будет содействовать привлечению инвесторов в водный сектор российской экономики. Однако изношенность инфраструктуры отрасли достигает сегодня 70% в среднем по стране, а это приводит к огромным экономическим потерям. Решение проблемы руководство страны и эксперты отрасли видят в приходе частного капитала в водохозяйственный комплекс.
"Необходима переоценка основных фондов водоканалов, реализация схем государственно-частного партнерства, привлечение инвесторов. При реализации программы в 2011 году был отмечен низкий уровень активности частных инвесторов из-за инвестиционной непривлекательности отрасли. Но над этим тоже нужно будет работать", - отметила в своем выступлении на 3-м Международном форуме "Чистая вода" заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, президент НП "Российское водное общество" Светлана Орлова.

Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Приморского края Татьяна Заболотная также отмечала, что водоканалы – это одни из тех предприятий, которые должны пойти по пути государственно-частного партнерства.

"Государство берет на себя конкретную долю ответственности, и контрольный пакет акций при акционировании остается за ним. Техническая сторона вопроса, ресурсная составляющая, модернизация производства, которая позволит ему зажить второй жизнью, требует вложений. Это уже сектор частного партнерства", - сказала Татьяна Заболотная.

Как отметил в своем выступлении на форуме министр регионального развития России Игорь Слюняев, формирование цивилизованного рынка водоснабжения в России только начинается, а первые шаги делать всегда нелегко.

"Обращаясь к частным инвесторам, хочу отметить, что большая часть правовых и законодательных вопросов, препятствующих активному привлечению инвестиций в ЖКХ, на сегодняшний день решена. Поэтому, как говорится, никаких отговорок здесь уже не осталось. Нужны конкретные действия и конкретные инвестиции, направленные, в первую очередь, на восстановление и модернизацию капитальных фондов", - отметил Игорь Слюняев.

Время покажет

Как стало известно в марте 2013 года, акционирование краевых "монстров" - КГУП "Примтеплоэнерго" и КГУП "Приморский водоканал" - перенесли на год. 
Окончательные выводы об условиях и порядке акционирования и будут сделаны после получения заключения и детального плана по подготовке и преобразованию предприятий в акционерные общества.
Сейчас КГУПы готовят инвестиционную программу и работают с ведущей международной аудиторской и консультационной компанией Ernst&Young(Эрнст энд Янг) по вопросу оценки их финансово-хозяйственной деятельности и инвестиционной привлекательности.

В единстве – сила

Между тем, с принятием на региональном уровне подпрограммы "Чистая вода" в крае стали активно обсуждать пути решения проблем, накопившихся за долгие годы в водной отрасли Приморья. В качестве одного из вариантов была выдвинута идея объединения малых, нерентабельных водоканалов.
Предпосылки просты - без эффективного менеджмента водоснабжающие организации, оказавшиеся на грани банкротства, не справятся с многочисленными проблемами, накопившимися за долгие годы в водно-коммунальном хозяйстве муниципалитетов края. Для выхода из кризиса, а значит стабильной подачи воды населению, малым водоканалам нужен сильный "наставник", которым может стать "Приморский водоканал".

"В определенных случаях необходимо говорить о целесообразности объединения водоканалов, обеспечивающих водой населенные пункты Приморья, в единую структуру. Например, на базе "Приморского водоканала". Имеется в виду объединение малых, нерентабельных водоканалов, у которых накопился ворох проблем, и самостоятельно их решить они не смогут. В этом поможет только объединение и укрупнение. Это очевидно", - комментировал ранее председатель общественного экспертного совета по качеству услуг ЖКХ в Приморском крае Сергей Садовой.

Напомним, что более 193 млн рублей предусмотрено в краевом бюджете на реализацию подпрограммы "Чистая вода" в Приморье в 2013 году. Комплекс мероприятий по повышению качества водоснабжения стал продолжением федеральной политики по решению проблем водно-хозяйственного комплекса.