Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Россияне вошли в топ-3 самых несчастных потребителей Европы

09.02.2022

Пережив самый продолжительный с 1990х период падения реальных располагаемых доходов и столкнувшись с рекордной за 6 лет инфляцией, российские потребители погрузились в депрессию и тоску.

Индекс потребительской уверенности в России по итогам четвертого квартала снизился на 4 процентных пункта и оказался на отметке минус 23.

Поделив третье место с Болгарией, по этому показателю Россия вошла в топ-3 антилидеров среди европейских стран: уровни ниже были зафиксированы лишь в Словении и Греции, следует из данных, которые приводит в обзоре Центр конъюнктурных исследований ВШЭ.

В Испании и Латвии индекс потребительской уверенности оказался выше, чем в России, на 10 процентных пунктов, в Бельгии и Польше - на 16 п.п., в Италии и Германии - на 19 п.п.

hse-34728934.jpg

Опрос, в котором участвовали более 5 тысяч россиян, показал, что у 39% в течение последних 12 месяцев ухудшилось материальное положение и лишь 9% ждут изменений в лучшую сторону.

58% «негативно» оценили ситуацию в российской экономике и только 11% считают, что она улучшится в ближайший год, тогда как 43% ждут дальнейшего движения вниз.

«Совокупные макроэкономические ожидания участников опроса опустились в диапазон наиболее пессимистических значений за весь период наблюдения», - говорится в обзоре: хуже люди оценивали перспективы экономики лишь дважды - в первом квартале 2009 года, на фоне глобального финансового кризиса, и в четвертом квартале 2020-го - в разгар пандемии.

Снизились все компоненты индекса потребительских настроений, и примечательно то, что это произошло на фоне необычайно благоприятной официальной статистики, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович: так, ВВП по итогам 2021 года прибавил 4,5% - максимальную величину за 11 лет, а реальные располагаемые доходы показали рост больше статистической погрешности впервые за 8 лет.

«Скорее всего, на когнитивные ощущения респондентов, участвующих в потребительских опросах, оказывают влияние в том числе внеэкономические факторы. Это абсолютно непредсказуемый маршрут COVID-19 и усилившаяся в последнее время санкционная риторика на фоне обострившейся геополитической ситуации», - предполагает Остапкович.

Другая причина, мешающая людям увидеть экономическое чудо, о котором рапортует Росстат, - это инфляция, следует из опроса: практически две трети потребителей (63,1%) ждут «значительного повышения» цен, причем за квартал их доля выросла на 5 п.п.

Согласно Росстату, по итогам прошлого года индекс потребительских цен вырос в России на 8,6% и продовольственная инфляция достигла 10,9% и стала рекордной с декабря-2015.

Но если оценивать инфляцию не по корзине Росстата, а по реальному потреблению домохозяйств, то она достигает 18%, выяснили эксперты «Ромира»: на столько подрожали товары ширпотреба, собранные на основе 15 миллионов покупок, сделанных россиянами в последние 13 лет.

Инфляцию выше на декабрь прошлого года зафиксировали лишь Аргентина (50,9%) и Турция (36,1%), а также ряд африканских государств и страны-изгои, находящиеся на грани экономического коллапса (35% в Иране, 60,7% в Зимбабве, 139% в Сирии, 686% в Венесуэле).

Finanz.ru