Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Специалисты рассказали, как правильно читать этикетки

07.03.2019

Первое что мы делаем, выбирая товар в магазине – читаем этикетку. По сути это паспорт товара, в котором указывают все необходимую информацию. Этикетка должна быть понятной и легко читаемой, сообщает Росконтроль.

Что гласит закон?

Существует целый ряд обязательных требований к маркировке пищевых продуктов, закрепленных техническим регламентом. В маркировке обязательно должны быть название, полный состав, масса, пищевая ценность, дата изготовления, срок годности, условия хранения, наименование и адрес производителя, рекомендации по употреблению.

Согласно техническому регламенту, маркировка «должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей». Но все это критерии относительные. Поэтому часто, несмотря на то, что производитель формально выполняет все требования, потребители так и остаются в неведении о том, что же они покупают.

В маркировке обязательно должны быть название, полный состав, масса, пищевая ценность, дата изготовления, срок годности, условия хранения, наименование и адрес производителя, рекомендации по употреблению

Почему мы не читаем этикетки?

Потому что не можем! Причин, по которой буквы на товаре можно рассмотреть только в микроскоп, несколько. Самая невинная из них — маленький размер изделий, который не позволяют производителю сделать шрифт на этикетке читаемым. 

Вторая, не менее распространенная, намеренно используемый мелкий шрифт, а также неконтрастный по отношению к фону цвет надписей.

Зачастую это делается для того, чтобы скрыть «неудобную» правду о товаре. Например, наличие в составе различных добавок или непопулярных ингредиентов (пальмового масла, сои, консервантов и т.д.) . Часто крошечные надписи позволяют производителю и вовсе выдать один товар за другой: маргарин за масло, сырный продукт за сыр…

Существует целый ряд случаев, когда точные сведения о товаре не роскошь, а вопрос первой необходимости. Например, аллергики обязательно должны знать об орехах, сое и других потенциальных аллергенах, которые могут содержаться в продукте. Родители — об алкоголе и синтетических красителях в составе сладостей, которые они покупают для детей. Людям верующим необходима информация о тех или иных запрещенных религией компонентах. Делая этикетку нечитаемой производители по сути отказывают покупателю в праве совершать информированный выбор и заставляют делать покупки буквально вслепую.

Кто призовет производителей к ответу?

28 апреля 2019 года в силу вступают изменения в технический регламент, которые касаются «легкочитаемости» и «понятности» надписей на потребительской упаковке. Под «легкочитаемостью» подразумевается четкость, разборчивость используемого шрифта, контраст между цветом фона и текста. Критериями «понятности» является однозначность передачи смысла информации о продукте. Также установлены четкие требования к высоте шрифта, который используется для указания сведений о товаре.

Впрочем, вступление поправок в силу не означает, что уже на следующий день этикетки станут выглядеть иначе. У производителей будет 24 месяца, в течении которых они могут постепенно вносить изменения в маркировку. Производство и продажа продукции, соответствующей старым требованиям в этот период запрещены не будут.

Андрей Мосов, Руководитель аналитического бюро экспертного центра Союза потребителей Росконтроль: Несмотря на то, что поправки в техрегламенте — это, несомненно, изменения к лучшему, полностью проблему они не решают. И после окончательного вступления в силу новых требований, даже потребителям с нормальным зрением будет нелегко читать текст маркировки. А уж людям после 45 лет, когда у человека закономерно происходит ухудшение ближнего зрения, и подавно.

Выход есть!

Над сказать, что проблема мелкого шрифта существует не только в нашей стране. Очевидно и то, что не на все продукты физически можно разместить крупную маркировку. В этом случае во всем мире на помощь покупателям приходят ритейлеры. В европейских и американских супермаркетах рядом с полками часто вешают специальные лупы, с помощью которых можно разглядеть любую, даже самую маленькую надпись.

Подобный подход с недавнего времени стали практиковать и в некоторых российских магазинах. Так, в конце прошлого года лупы появились в некоторых супермаркетах торговой сети «Пятерочка». К сожалению, пока это нововведение носит экспериментальный характер, но даже это серьезный шаг навстречу покупателям. По мнению экспертов Росконтроля, это, пока еще редкое явление, должно стать массовым. Тем более оно выгодна всем добросовестным участникам рынка: и производителям, заинтересованным в донесении важных сведений о своем товаре до покупателей, и ритейлерам, продажи которых вырастут за счет лояльности потребителей.

 

Комментарии

Добавить новый комментарий