28.09.2012
Историческим памятником - батареей 55-й высоты, являющейся одним из ключевых объектов Владивостокской крепости, похоже, решили окончательно пожертвовать в пользу объектов газоснабжения. Во всяком случае, корреспонденты «Комсомолки» побывавшие 27 сентября на батарее, обнаружили там с десяток единиц тяжелой строительной техники.
Площадь батареи выглядела так, как будто бы после длительной осады ее сначала разбомбили вражеские бомбардировщики, а затем штурмом взяла танковая бригада. Ворвавшаяся следом пехота из узбекских рабочих, вооруженных лопатами и отбойными молотками, деловито копала, ковыряла и долбила.
- Конец батарее, - подумали мы.
Как удалось выяснить на месте, рабочие демонтировали и заново перекладывали газовую трубу, проходившую как раз под батареей и обнажившуюся во время оползня 17 сентября. Кроме того, экскаваторы обрушивали крутой откос над дорогой, который грозил новыми оползнями.
Напомним, что злополучной батарее не повезло изначально, - когда в рамках подготовки города к саммиту АТЭС рядом с ней решили проложить автомагистраль Де Фриз – Седанка – Патрокл. Правда, по словам начальника отдела реставрации филиала «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры» в ДФО Анны Мялк, по первоначальному проекту дорога не задевала батареи. Однако затем дорога была проложена в 10 метрах в сторону. Из-за этого часть батареи (дальномерный павильон) была уничтожена, зато не пострадала автостоянка, расположенная напротив.
Параллельно с дорогой был проложен газопровод, а впритык к батарее была оборудована газораспределительная станция. Можно предположить, что первые оползни в этом месте произошли еще во время строительства. До широкой общественности это не дошло, однако газовая труба, проходящая под батарей, обнажилась, и ее участок буквально повис в воздухе. Корреспонденты «Комсомолки» наблюдали эту висящую в воздухе трубу еще в апреле, когда побывали на этом месте впервые. (Читайте «Повреждение Владивостокской крепости строителями саммита АТЭС не может остановить даже прокуратура»)
Чтобы подстраховаться, газовщики сделали под трубой железобетонную «заплатку», весом в несколько десятков тонн – она должна была укреплять склон под обнажившейся трубой и предотвратить дальнейшие оползни. Но 17 сентября, во время тайфуна Sanba, эта «заплатка» не удержалась и сама съехала по крутому склону к трассе.
После этого оползня было принято решение
– во избежание дальнейших оползней обрушить крутизну склона, а висевшую в воздухе газовую трубу демонтировать и уложить заново. Что мы, собственно и наблюдали. И все бы ничего, если бы эта деятельность не влекла бы за собой самые трагические последствия для исторического памятника.
Как нам стало известно, со стороны органов охраны памятников за ситуацией с батареей 55-й высоты отвечает Управление по охране объектов культурного наследия Приморского края. Однако это Управление входит в структуру краевой администрации, которая, в свою очередь, отвечает перед правительством страны за все стройки саммита. Поэтому мы нисколько не удивились, когда в Управлении нам отказались как-либо комментировать сложившееся положение.
КОНКРЕТНО
Елена Телегина, старший помощник прокурора Приморского края:
- В настоящее время органами прокуратуры края проверяются сведения о повреждении объекта культурного наследия – батареи 55-й высоты. В качестве специалистов к проверке планируется привлечь сотрудников краевого Управления по охране объектов культурного наследия. Также по поручению прокурора Первмайского района в проверке задействован отдел полиции №2.
Комсомольская Правда