Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Туризм в Приморье – чем мультипликатор лучше локомотива?

07.05.2013

«Туризм - одно из приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития Приморского края», «туризм может стать одним из локомотивов развития экономики края»  - подобные фразы, как заклинания, произносят краевые чиновники на протяжении уже многих лет. Но особых достижений и успехов в этом вопросе пока не видно - Приморский край, как был, так и продолжает оставаться экзотической окраиной для жителей европейской части России, и частью суровой и холодной «Siberia» для иностранцев.

Когда речь заходит о перспективах туризма в Приморье, разного рода эксперты дружно начинают говорить заученные слова  об  уникальной природе, богатой истории и огромных перспективах края в этой области. Но если попробовать абстрагироваться от этого усердно навязываемого нам ассоциативного ряда, то можно увидеть и другую, не столь радужную картину.

Широта крымская – долгота колымская

Начиная разговор о внутреннем туризме, давайте попробуем разобраться, чем может привлечь жителя России Приморский край. Первое что приходит в голову, это, конечно, море. Завораживающие виды бухт с ультрамариновой водой в окружении изумрудных сопок не могут не восхищать и не вызывать желания увидеть это собственными глазами.

До более-менее приемлемых двадцати градусов морская вода в Южном Приморье прогревается, в среднем, к концу июля. И то, год на год не приходится. Такая температура держится полтора-два месяца, достигая на пике 22-23 градусов. Но не одна теплая вода является залогом комфортного пляжного отдыха.

- У нас такой замечательный климат – целых два месяца в году можно без фуфайки ходить! – грустно шутит владелец одной из баз отдыха, расположенных в Хасанском районе края.

Наша «фирменная» сырая и промозглая летняя погода, которая продолжается в южном Приморье, в среднем, до середины лета, также немало способствует тому, что полноценный пляжный сезон начитается ближе к августу. Но и последний месяц лета (как, уже последний,  оно же только началось?!) может быть в значительной мере испорчен знаменитыми августовскими тайфунами. Остается сентябрь, который, по мнению многих приморцев, является самым приятным месяцев в году по погодным условиям. Но первого сентября у школьников внезапно заканчиваются летние каникулы, что вынуждает большинство родителей не планировать отдых на этот период.

Вот и получается, что активный сезон пляжного отдыха в Приморье длится около двух месяцев: половину июля, август, и половину сентября. Июль и сентябрь считаются по полмесяца первый из-за нестабильной погоды, второй – из-за начала учебного года. Для сравнения, на Черноморском побережье Северного  Кавказа «высокий сезон» длится четыре месяца. 

Кстати, в этом же заключается и ответ на вопрос «Почему у вас в Приморье такие «конские» цены на отдых, при достаточно скромном уровне сервиса?» - который часто задают туристы из соседних регионов. А потому и цены такие, что работают турбазы и пансионаты только два месяца в году, и за эти два месяца местным жителям необходимо заработать на десять месяцев вперед, причем не только себе «на жизнь», но и на поддержание самой этой туристической инфраструктуры.

Не добавили популярности приморским пляжам и случаи нападения на людей акул в 2011 году. И хотя вероятность того, что нападения повторятся, крайне маловероятна, в сознании обывателя «акулья угроза» теперь устойчиво ассоциируется с Приморским краем.

Базам тоже нужна база

Еще один немаловажный вопрос – потенциальная клиентская база, то есть туристы, которые могли бы выбрать Южное Приморье для летнего отдыха. В настоящее время это в основном население Приморского края, а также жители ближайших к Приморью регионов (Хабаровский край, Амурская область), откуда до наших морей можно, грубо говоря, за пару суток добраться на автомобиле.  То есть общее количество потенциальных клиентов приморских турбаз не велико и в принципе ограничено. Ну, нельзя же всерьез надеяться на то, что жители центральной России в массовом порядке повалят отдыхать в Приморье, переплачивая втридорога за авиабитеты по «летним ценам», а не в Сочи, например?

Кстати, ценовая политика Российских авиакомпаний в этом смысле не особо отличается от логики владельцев прибрежных турбаз в Приморье. Если зимой, к примеру ,из Москвы во Владивосток и обратно можно слетать по акции за 8-10 тысяч рублей, то уже начиная с апреля - мая авиакомпании в несколько раз увеличивают стоимость билетов. На вопрос «Почему!?» ответ у всех стандартный: «Так сезон же….»

О том, когда наступает реальный летний сезон в Приморье, и сколько он длится, мы говорили выше. Но у авиаперевозчиков своя логика.  И никакие краевые целевые программы развития туризма эту логику не изменят – не тот уровень. В принципе, какая-нибудь местная приморская  авиакомпания теоретически могла бы установить специальные цены на полеты в Приморье из западной части страны, но, учитывая историю поглощения «Владивосток Авиа» «Аэрофлотом», такой сценарий выглядит фантастическим.

Ну а раз потенциальное количество туристов ограниченно, то и инфраструктура на побережье будет оставаться такой, какая она есть. Теми же останутся и конкурентная ситуация, и цены. Круг замкнулся.

За туманом и за запахом тайги

Можно возразить, что не один только пляжный отдых может предложить туристическое Приморье. В крае есть много уникальных природных достопримечательностей природных, да и культурных тоже найдется немало. Все так, но только летний пляжный отдых в большинстве случаев и является основой индустрии туризма за счет его массовости. Большинству отдыхающих в первую очередь необходимы тепленькая водичка, ласковое солнышко и песочек. Особенно жителям нашей страны, не отличающейся мягким климатом. Ну а культурная программа вторична по отношению к пляжу. Именно по такому принципу построена индустрия туризма в Турции, Египте, Таиланде. Да и курорты Краснодарского края это в первую очередь солнце и море, и только потом экскурсии в краеведческий музей и дегустация вин Абрау-Дюрсо…

Безусловно, есть и такие люди, которым нужен свой, особенный отдых – они едут «за туманом и за запахом тайги».  Пеший туризм, рыбалка, трофейная охота – эти направления имеют своих поклонников. Но, во-первых, их количество не велико, и, во-вторых, Приморье далеко не самый перспективный в этом смысле регион Дальнего Востока  Так, в плане трофейной рыбалки гораздо перспективнее Камчатка. Приморские же таежные реки, за исключением труднодоступных рек на севере края (Бикин, Самарга) по большей части основательно выбиты браконьерским промыслом.

Что еще край может предложить? Тигры и леопарды? Посмотреть на них в диких условиях практически невозможно, а чтобы увидеть редкую кошку в неволе, жителю европейской России не обязательно ехать за тридевять земель. В любом случае, ожидать того, что соотечественники массово поедут смотреть природные красоты Приморья, даже при условии создания соответствующей туристической инфраструктуры, тоже не приходится.

Чем еще модно привлечь внутреннего туриста? Культурными ценностями в виде полуразрушенных фортов Владивостокской крепости и порураспиленных береговых батарей? Или домом Элеоноры Прей, который вот-вот сам развалится, если не станет жертвой новостройки? Ну не входит  Владивосток в число городов Золотого Кольца, чтобы люди ехали сюда только ради того, чтобы здесь побывать. Про другие города Приморского края можно сказать то же самое.

Да, теперь в краевом центре есть новейшие мосты, скоро откроются театр оперы и балета и океанариум. Но в этом нет ничего уникального, такие  объекты инфраструктуры должны быть в каждом цивилизованном городе.

Заграница нам поможет?

Как видим, возможности  развития  внутреннего туризма в Приморье далеки от того, что можно было бы назвать  перспективой. Так, может быть, краевой туриндустрии удастся «выехать» за счет туристов из-за границы? На сегодняшний день в этом плане мы имеет относительно жиденький поток туристов из сопредельного Китая, и периодические заходы во Владивосток круизных лайнеров с американскими и европейскими пенсионерами на борту.

Проект создания приморской игорной зоны видится единственным более-менее светлым пятном на фоне всей этой серости. Приверженность тех же китайцев азартным играм широко известна, и приморские казино теоретически могут составить конкуренцию тому же Макао. Но в данном случае многое зависит от того, как успешно будет реализован этот проект. Краевые власти пока бодро рапортуют о том, сколько миллионов туристов в год посетит игорную зону…. в 2020 году, на который запланирована сдача третьей очереди объекта. Очевидно, что к тому времени краевое руководство сменится чуть менее, чем полностью, и отвечать за исправность «локомотива краевой экономики» придется уже совсем другим людям.