Умная газета для умных людей
Выходила во Владивостоке с 1907 по 1919 годы. Выпуск возобновлен в 1995 году.
Яндекс.Погода

Водители рискуют попасть в зависимость от наркологов, считают специалисты

10.06.2020

Новые правила медицинского освидетельствования, представленные Минздравом, не гарантируют полной отмены дорогостоящего тестирования на алкоголизм, сошлись во мнении опрошенные «Известиями» эксперты. Критериев, указанных в проекте приказа, недостаточно, чтобы четко определить, кого отправлять на анализ, отмечают они. По сути, чиновники оставляют решение на усмотрение наркологов, которые могут демонстрировать субъективный подход. Новый документ должен вступить в силу в июле. От предыдущей его версии, обязывающей всех водителей сдавать тест стоимостью около 5 тыс. рублей, после громкого скандала решили отказаться.

Запутанные формулировки

На днях Минздрав представил новый проект приказа о правилах медицинского освидетельствования при получении или переоформлении водительских прав. Из него исчез скандальный пункт, подразумевавший обязательное прохождение дорогостоящих тестов на алкоголизм и наркоманию. В новой версии нет формулировки «качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови». Но ей на смену пришла туманная фраза «лабораторные исследования крови и (или) мочи в целях диагностики употребления алкоголя». Согласно документу, их придется проходить в том случае, если психиатр-нарколог выявит симптомы и синдромы заболевания.

По мнению опрошенных «Известиями» специалистов, формулировки не исключают, что некоторым водителям придется сдавать тест CDT.

— Общались с коллегами, в том числе и с представителями государственной наркологии: как расшифровать то, что в приказе написано, — рассказал «Известиям» президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев. — И мы пришли к выводу, что прямого указания на CDT нет. Но там говорится о тестировании, где оно может применяться. Хотя под этим могут подразумеваться и другие, более дешевые и менее точные маркеры.

По его мнению, от формулировки, которая ранее вызвала массу критики экспертного сообщества и большой переполох среди автовладельцев, в Минздраве постарались уйти, но до конца это сделать не решились. Поэтому получилось довольно размыто.

— Думайте что хотите — можете на CDT направить, можете на более дешевый анализ, — сказал Руслан Исаев.

Будет ли в итоге тестирование массовым, из документа тоже непонятно.

— У нас есть огромное число граждан, которые регулярно употребляют алкоголь, но алкоголиками при этом не являются. И в таком случае всё зависит от врача — очень важно, что он увидит на осмотре. Сколько людей покажутся ему подозрительными, столько он будет направлять на этот анализ, — заявил «Известиям» директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков.

Эксперт уточнил, что после возникшего скандала в Минздраве провели обсуждение достоверности анализа CDT с профессиональным сообществом. В результате врачи-наркологи пришли к заключению, что указанный анализ не настолько точен, чтобы делать его обязательным.

На усмотрение врача

Руслан Исаев считает, что новый проект Минздрава требует доработки. В частности, необходимо прописать конкретные симптомы и синдромы, необходимые для направления на тестирование.

— Сейчас очень обтекаемо звучит. По сути, это отдается на усмотрение психиатра-нарколога, что возлагает большую ответственность на врача. И возникает вопрос, насколько у нас достаточно специалистов, профессионализм которых позволяет им не ошибиться. У алкоголизма много сопутствующих симптомов, которые могут появиться и по другим причинам. Например, руки могут дрожать при депрессии. Симптомы могут быть у каждого третьего, — сказал «Известиям» нарколог.

Кроме того, по мнению Руслана Исаева, при перекладывании ответственности за принятие решения на врача нельзя исключать коррупционной составляющей. Пациенту легче будет откупиться на месте, чем тратить деньги и время на сдачу анализов.

Как писали «Известия», новые правила медицинского освидетельствования водителей должны были вступить в силу 22 ноября 2019 года. Предполагалось, что для получения справки от наркологов гражданам придется сдавать кровь и мочу для выявления психоактивных веществ и маркера CDT, показывающего регулярную алкогольную нагрузку.

Нововведение существенно повышало расходы на получение справки — в отдельных регионах до 5–6 тыс. рублей. Поэтому за несколько дней до вступления в силу приказа в медучреждениях начались столпотворения — люди спешили пройти осмотр по старым ценам. В Казани это спровоцировало трагедию: в наркодиспансере на улице Тунакова в очереди за справкой для ГИБДД скончался 73-летний пенсионер. Ситуация привлекла внимание президента Владимира Путина, он жестко раскритиковал инициативу Минздрава.

После этого ведомство отложило вступление приказа в силу до июля 2020 года. В пресс-службе Минздрава на момент публикации не ответили на запрос «Известий» о том, сколько будет стоить полное медосвидетельствование водителей по новой версии документа.

В феврале сообщалось, что главный нарколог страны Евгений Брюн может стать фигурантом дела о мошенничестве. Федеральная антимонопольная служба по поручению прокуратуры Москвы тогда занялась проверкой деятельности ООО «Медиатрейд». Эта компания являлась единственным поставщиком оборудования для проведения того самого дорогостоящего анализа на алкогольную зависимость, который планировалось сделать массовым. К тому моменту продать оборудование успели в 60 с лишним регионов страны. Наркологическим диспансерам один анализатор обходился в сумму от 6 млн до 8 млн рублей.

«Известия» обратились за комментарием по поводу новой версии приказа к Евгению Брюну. Но как только он услышал, что речь пойдет о нашумевшем документе, тут же отключил телефон.

По официальной статистике ГИБДД, ежегодно доля аварий по вине нетрезвых водителей составляет 7–8% от общего числа. В 2019 году произошло 12 040 таких ДТП, в них погибли 3456 человек. За четыре месяца 2020-го в России было зафиксировано 2585 «пьяных» аварий, погибли 560 человек. Самый громкий случай произошел на днях в Москве. Актер Михаил Ефремов, будучи в нетрезвом виде, на полной скорости пересек двойную сплошную и лоб в лоб въехал в фургон службы доставки. Водитель фургона, 57-летний Сергей Захаров, умер от полученных травм.

"Известия"